13.10.2023

Звезды джаза. Арт Тэйтум

Сегодня, в день рождения Артура (Арта) Тэйтума, американского джазового пианиста, одного из первых свинговых солистов-виртуозов, обладателя феноменальной исполнительской техники, в рубрике «Звезды джаза» – рассказ о жизни музыканта. Подборка музыкальных композиций  в его исполнении размещена в Фонотеке музея.
Принято считать, что эксперименты этого исполнителя предвосхитили гармонический язык бибопа. Отличительной чертой стиля игры Арта Тэйтума было частое использование гамм и арпеджио, охватывающих всю клавиатуру.

Арт Тейтум родился 13 октября 1909 в Толидо, шт. Огайо, США  в семье механика. У мальчика была врожденная катаракта на обоих глазах. Серия операций несколько восстановила зрение одного глаза. Он мог различать цвета и контуры предметов. Существуют разные версии о том, как и когда Арт начал играть на фортепиано, иногда пишут, что уже в три года он подбирал по слуху религиозные гимны. Мальчик был вундеркиндом с абсолютным слухом. В любом случае, он освоил игру на фортепиано очень рано, потому что уже подростком играл на вечеринках и в маленьких кафе. По местному радио регулярно передавали его пятнадцатиминутные выступления, которые стали так популярны, что позднее транслировались и по национальной радиосети.

Арт уже тогда «менял гармонию исполняемых пьес, часто переходил из одной тональности в другую, вставляя проходящие аккорды». Эти новации оказали серьёзное влияние не только на пианистов, но и на джазовых музыкантов в целом. В 1927 году Тэйтум начал играть на радиостанции «Toledo WSPD» как «Артур Тэйтум, слепой пианист из Толидо». Вскоре у Арта уже была своя программа. Слухи о невероятной игре Тэйтума достигали и именитых джазовых музыкантов. Дюк Эллингтон, Луи Армстронг, Джо Тернер и Флетчер Хендерсон во время своих гастролей делали остановку, чтобы заглянуть в клуб, где играл Тейтум, и услышать молодое дарование.

Пианизм Тэйтума развивался от страйда (особая джазовая техника, при которой левая рука пианиста создает насыщенный ритмико-мелодический рисунок на четырехбитовой основе) к собственному стилю — иногда эксцентричному, изобилующему пассажами, арпеджио и неожиданными переходами в отдаленные тональности. Приехав в Нью-Йорк, Тэйтум сразу же попал в клубы, где устраивались ожесточённые джем-сейшены, настоящие состязания музыкальных гладиаторов.

В 1933 году Арт записал свои первые пластинки. Современные критики считают, что эти записи оказали сильное влияние на музыкантов тех лет. Среди его первых записей есть пьеса «Tiger Rag», которая исполняется в темпе, соответствующем 370 ударам метронома в минуту. Мало кто из джазовых пианистов мог выдержать этот темп, а Арт практически не допускал отклонений от него. О почитании, которым он был окружен, свидетельствует случай, связанный с известным пианистом и композитором  Фэтсом Уоллером (Thomas Waller). Рассказывают, что Уоллер, выступая в одном из клубов, неожиданно увидел Тэйтума; встал из-за рояля и объявил: «Как же я могу играть, когда сам господь бог сегодня сидит среди нас!». Тейтум и Уоллер стали хорошими друзьями.

Тэйтум был одним из первых, кто выступал клубе «Onyx» на 52-й улице. В репертуаре пианиста преобладал обычный для того времени набор: регтаймы, ванстепы, отрывки из классики и стандарты. Арт неохотно играл в оркестрах, предпочитал выступать, главным образом, с сольными программами – частично из-за того, что лишь некоторые музыканты могли соответствовать его молниеносному темпу.

Следующие несколько лет он выступал в клубах Кливленда и Чикаго, но в 1937 возвратился в Нью-Йорк, где его выступления на радио, в клубах, записи дисков способствовали его становлению и признанию ведущим пианистом в джазовых кругах. Тейтум гастролировал по США, посетил Великобританию.

Композитор Сергей Рахманинов после того, как услышал игру Тэйтума, заявил, что это величайший пианист вне зависимости от стиля. Другие известнейшие музыканты, такие как Владимир Горовиц, Артур Рубинштейн  и Джордж Гершвин восхищались гением Тэйтума. Чарли Паркер – один из основателей бибопа – начинал свою музыкальную карьеру под сильным влиянием Тэйтума. Приехав в Нью-Йорк, Паркер устроился мойщиком посуды в один из ресторанов, где играл Тэйтум, чтобы иметь возможность слушать игру легендарного пианиста.

В 1941 Арт Тэйтум записал две сессии для Decca Records с певцом Биг Джо Тёрнером (Big Joe Turner), первая из которых включала «Wee Wee Baby Blues», ставшую известной по всей стране. Два года спустя Татум занял первое место по популярности среди джазистов в опросе «Esquire Magazine». Тэйтум создал джазовое трио в 1943 году вместе с гитаристом Тини Граймсом (Tiny Grimes) и басистом Слэмом Стюартом (Slam Stewart). Вместе музыканты выступали три года, затем Арт вернулся к сольной карьере.

Репертуар Тэйтума состоял в основном из музыки «Great American Songbook» – «Tin Pan Alley»* и другой популярной музыки 20-х, 30-х и 40-х годов. Он играл собственные обработки нескольких классических фортепианных пьес, обработку «Юморески № 7» Антонина Дворжака и «Элегии» Жюля Массне. Эти интерпретации являются непревзойденными в концепции и изобретательности. Хотя Арт не был известен как композитор, его версии мелодий были настолько оригинальны, что мало походили на первоначальные произведения.

Арт Тейтум был довольно закрытым человеком. Даже самые близкие люди говорили, что мало знают его. Он редко критиковал других, был трудолюбив, уступчив, глубоко предан музыке, его любили и уважали коллеги. Тейтум обладал удивительной работоспособностью: мог с небольшими перерывами играть два дня подряд. Трудно поверить, но даже в 50-х годах он регулярно играл гаммы и упражнения, чтобы поддерживать в рабочем состоянии свою феноменальную технику. Он не просто бил по клавишам невероятно быстро, не теряя мелодической линии. Он обрамлял мелодию нестандартными, но очень интересными аккордами, и делал это с необыкновенной легкостью. И все это при невероятном в то время темпе – в 1949-м он сыграл пьесу «I Know That You Know» в темпе 450 ударов в минуту, не упражняясь при этом в скорости.

С утверждением на джазовой сцене бибопа на некоторое время Арт Тейтум прекратил выступления до начала 1950-х гг. Между декабрем 1953 и январем 1955 по заказу Нормана Гранца (Norman Granz) музыкант записал свыше ста сольных номеров, которые затем вышли на одиннадцати долгоиграющих пластинках. Однако к тому времени, когда эта серия была выпущена, Арт Тэйтум уже был серьезно болен. Он умер 5 ноября 1956 года в медицинском центре в Лос-Анджелесе, Калифорния от почечной недостаточности.

  • В 1989 году Толидо, в филиале Кентской библиотеке в родном городе Тэйтума, был основан афроамериканский информационный центр «Art Tatum», в котором находятся печатные материалы, аудиозаписи, материалы на микропленке. Кроме того, Центр оказывает информационную и культурную поддержку культурным мероприятиям, включая фестивали и концерты, там же находится картинная галерея, где выставляются местные художники.
  • В 1993 г. Студент Массачусетского Технологического Института (MIT) в области компьютерного музыковедения придумал новый термин «tatum», который был назван в знак признания невероятной скорости игры пианиста. Он был определен как «наименьший временной интервал между последовательными нотами в ритмической фразе» и «самый быстрый ритм, когда-либо продемонстрированный в исполнении музыкального произведения».


*Tin Pan Alley (рус. «улица дребезжащих жестянок» — собирательное название американской коммерческой музыкальной индустрии.

https://pro-jazz.com/art-tatum.html
https://dntuyt.ru/articles/art-teytum-kratkaya-biografiya/
https://stihi.ru/2018/02/03/5358
https://alphapedia.ru/w/Art_Tatum