08.06.2020
«Концерт для фортепиано с оркестром» к юбилею Роберта Шумана в нашей «Фонотеке»
«Кто не играет вместе с фортепиано – тот не играет и на нем»
Р. Шуман
Роберт Шуман был музыкантом с особо тонкой душевной организацией. Он не стал выдающимся пианистом из-за травмы пальца руки, однако, именно это помогло полноценно выразиться его композиторскому таланту. Музыка Шумана освещает глубинные оттенки и интонации человеческого сердца. Мало кто из композиторов-романтиков смог бы конкурировать с шумановской чуткостью к нюансам человеческой души, звучание которых он передавал в своих произведениях. «Без энтузиазма в искусстве не создается ничего настоящего» - в этих словах композитора раскрывается настоящая сущность его творческих исканий. Будучи тонко чувствующим и внимательным к окружающему миру художником, Шуман не смог остаться в стороне и не отозваться на события, происходящие во времена его композиторской деятельности. Он с воодушевлением поддавался воздействию эпохи революций и национально – освободительных войн, которые потрясали Европу в первой половине ХIХ века.
Современники Шумана воспринимали его творчество как загадочное явление. Непривычными и сложными для публики концертных залов стали и новые образы, и формы, своеобразный музыкальный язык композитора, все это требовало от обычного слушателя глубокого вслушивания и эмоционального напряжения. Ни у кого из западноевропейских современников Шумана, кроме Шопена, не было такой страстности и многообразия эмоциональных нюансов и акцентов. Благодаря Шуману впервые в инструментальной музыке появились столь точные своей образностью и характеристичностью портреты, зарисовки, сцены. Шуман говорил: «Меня волнует все, что происходит на белом свете, - политика, литература, люди; обо всем этом я раздумываю на свой лад, и затем все это просится наружу, ищет выражения и выливается в музыке».
Все самое характерное - «шумановская» новизна мышления, своеобразный и оригинальный музыкальный язык, изменчивость настроений, причудливые образы, появляющиеся с помощью мелодии и гармонии и необычайно гибкого ритма – очень ярко выразилось в его фортепианной музыке и нашло свое продолжение и развитие в его вокальной лирике.
К юбилею композитора мы подготовили музыкальную подборку, записанную с музыкальных носителей музея «Собрание» – одно из самых известных произведений этого жанра в немецкой музыке эпохи романтизма - Концерт для фортепиано с оркестром ля минор, Op. 54, который Шуман написал в 1845 году. Концерт состоит из трех частей – 1) Allegro affettuoso; 2) Intermezzo: Andantino grazioso; 3) Allegro vivace. Ранее Шуман работал над несколькими фортепианными концертами. Так, например, в 1828 году он начал писать концерт ми-бемоль мажор, с 1829 по 1831 годы работал над фа мажорным концертом, а в 1839 году написал одну часть ре-минорного концерта, однако ни одна из этих работ не была завершена.
Биография композитора в разделе «Авторы» на сайте музея.