12.05.2022

Музыкальная подборка к 180-летнему юбилею Жюля Массне

Главное достоинство музыки Жюля Массне — в мелодиях, которые, по словам композитора А. Брюно, «узнаешь среди тысяч». Чаще всего они тесно связаны со словом, отсюда их необычайная гибкость и выразительность. Грань между мелодией и речитативом почти неуловима, а потому оперные сцены Массне не делятся на замкнутые номера и связывающие их «служебные» эпизоды, как это было у его предшественников — Ш. Гуно, А. Тома, Ф. Галеви. Требования сквозного действия, музыкального реализма были актуальными требованиями эпохи. Массне воплощал их очень по-французски, во многом воскрешая традиции, восходящие к Ж.Б. Люлли. Однако в основе речитации Массне лежит не торжественная, немного напыщенная декламация трагических актеров, а безыскусственная бытовая речь простого человека. В этом главная сила и своеобразие лиризма Массне. Прирожденный лирик, певец интимных движений души, умеющий придать особую поэтичность женским образам, он часто берется за трагические и помпезные сюжеты «большой» оперы. Массне предчувствует некоторые достижения К. Дебюсси и М. Равеля (речитативный стиль в опере, аккордовые блики, стилизацию старинной французской музыки), но, работая параллельно с ними, остается все же в рамках эстетики XIX века.

Музыкальная карьера Массне представляет собой непрерывную цепь все возрастающих успехов. В 1867 г. была поставлена его первая опера «Двоюродная бабушка», через год у него появляется постоянный издатель, пользуются успехом его оркестровые сюиты. А затем Массне создает все более зрелые и значительные сочинения: оперы «Дон Сезар де Базан» (1872), «Король Лахорский» (1877), ораторию-оперу «Мария Магдалина» (1873), музыку к «Эриниям» Ш. Леконта де Лиля (1873) со знаменитой «Элегией», мелодия которой появилась еще в 1866 г. в качестве одной из Десяти фортепианных пьес — первого изданного произведения Массне. В 1878 г. Массне становится профессором Парижской консерватории, избирается членом Института Франции. Он в центре общественного внимания, пользуется любовью публики, известен всегдашней любезностью и остроумием. Вершина творчества Массне — оперы «Манон» (1883) и «Вертер» (1886), и по сей день они звучат на сценах многих театров мира. За этим бурным началом последовало долгое служение опере. Переходя от веризма к декаденству, от сказки к историческому или экзотическому рассказу с разнообразным использованием вокальных партий и оркестра, Массне никогда не разочаровывал свою публику. В любой его опере, даже не очень тепло принятой публикой, есть памятная страница, живущая самостоятельной жизнью вне общего контекста. До конца жизни Жюль Массне не сбавлял творческой активности, создавая одно произведение за другим.

Композитор всегда оставался верен себе: лиричному и страстному, нежному и чувственному, передающему свой трепет партиям наиболее созвучных ему главных героев, влюбленных, чей характер был наделен изысканностью симфонических решений, достигнутых с легкостью и лишенных школярской ограниченности.

Музыкальная подборка, посвященная юбилейной дате -- 180-летию со дня рождения Жюля Массне известного французского композитора, опубликована в Фонотеке музея.

Творческое наследие Жюля Массне огромно – он написал 25 опер1), другие музыкально-театральные и кантатно-ораториальные произведения2), множество различных сочинений для фортепиано3), около 200 романсов4), произведения для камерно-инструментальных ансамблей и литературные сочинения («Мои воспоминания», 1912).

1) За исключением опер «Манон» и «Вертер», в скобках указаны только даты премьер.

«Бабушка» - либретто Адени и Гранвалле (1867), «Кубок Фульского короля» - либретто Галле и Бло (1867), «Дон Сезар де Базан» - либретто д'Эннери, Дюмануа и Шантепи (1872), «Король Лахорский» - либретто Галле (1877)

«Иродиада»- либретто Милле, Гремона и Замадини (1881), «Манон» - либретто Мельяка и Жилля (1881-1884), «Вертер» - либретто Бло, Милле и Гартмана (1886, премьера - 1892), «Сид» - либретто д'Эннери, Бло и Галле (1885), «Эсклармонда» - либретто Бло и Гремона (1889), «Маг» - либретто Ришпена (1891), «Таис» - либретто Галле (1894), «Портрет Манон» - либретто Буайе (1894), «Наваррка» - либретто Кларти и Кена (1894), «Сафо» - либретто Кена и Бернеда (1897), «Золушка» - либретто Кена (1899), «Гризельда» - либретто Сильвестра и Морана (1901), «Жонглер богоматери» - либретто Лена (1902), «Херувим» - либретто Круассе и Кена (1905), «Ариана» - либретто Мендеса (1906), «Тереза» - либретто Кларти (1907), «Вакх» (1910) и «Дон-Кихот» - либретто Кена (1910), «Рим» - либретто Кена (1912), «Амадис» (посмертно) и «Клеопатра» - либретто Пайена (посмертно).

2) Музыка к трагедии Эсхила «Эриннии» (1873), «Мария Магдалина», священная драма Галле (1873), «Ева», священная драма Галле (1875), «Нарцисс», античная идиллия Коллена (1878), «Дева непорочная», священная легенда Гранмужена (1880), «Карильон», мимическая и танцевальная легенда (1892), «Земля обетованная», оратория (1900), «Стрекоза», балет (1904), «Испания», балет (1908).

3) «Помпея», сюита для оркестра (1866), Первая сюита для оркестра (1867), «Венгерские сцены» (Вторая сюита для оркестра) (1871), «Живописные сцены» (1871), Третья сюита для оркестра (1873), Увертюра «Федра» (1874), «Драматические сцены по Шекспиру» (1875), «Неаполитанские сцены» (1882), «Эльзасские сцены» (1882), «Феерические сцены» (1883) и другие.

4) «Интимные песни», «Пасторальная поэма», «Поэма зимы», «Поэма любви», «Поэма воспоминаний» и другие.

По материалам https://www.belcanto.ru/massne.html
Е. Рубаха, Г. Маркези (в переводе Е. Гречаной)