07.07.2024

Легенды Большого театра: Александр Пирогов

Сегодня, в день 125-летия Александра Степановича Пирогова, в рубрике «Легенды Большого театра» –рассказ о жизни российского и советского оперного певца.

За все годы сценической деятельности на сценах многих театров, Александр Пирогов исполнил свыше сорока партий в операх русских и зарубежных композиторов. За время работы в Большом театре, он спел весь основной классический русский и зарубежный басовый репертуар, а также ряд ролей в новых советских операх. Вершиной творчества Пирогова стал образ Бориса Годунова в одноимённой опере М.П. Мусоргского.

Выступал перед публикой А. Пирогов и как камерный певец. И здесь репертуар его был огромен. В первую очередь, это песни М.П. Мусоргского, романсы А.С. Даргомыжского, А.П. Бородина, П.И. Чайковского, С.В. Рахманинова, народные песни. В камерном репертуаре артист демонстрировал поистине ювелирное мастерство музыканта-интерпретатора, владеющего средствами психологической выразительности, широким диапазоном тембров, динамики, интонаций. В крупных же вокально-симфонических произведениях артист захватывал зрителя размахом чувств, силой драматической экспрессии. Александр Пирогов был в числе первых исполнителей ораторий «Сказание о битве за русскую землю» (премьерный спектакль прошел в 1939 году; партия Дмитрия Донского) и «На поле Куликовом» (премьера – в 1944 году; партия Воина) Ю. Шапорина, «Емельян Пугачев» М. Коваля.
Певец обладал голосом редкой красоты и выразительности, широкого диапазона и неповторимого тембра.
Вот что говорили о певце его современники и ценители певческого искусства:

Марк Рейзен: «Красивый, могучий голос, своеобразная артистическая индивидуальность, прекрасные сценические данные помогают ему всегда быть убедительным, всегда владеть зрительным залом».

Сергей Лемешев: «Зная Пирогова много лет, мы ... восхищались его работоспособностью, неутомимостью, неустанным стремлением к совершенствованию... Превосходный вокалист, Пирогов никогда не упивается своим голосом, никогда не демонстрирует его. Пение для него не самоцель, а средство выражения мыслей, состояния героя».

Галина Вишневская: «Голос большой, своеобразного тембра, слово выразительно, движения скульптурны, всё отделано до мельчайших деталей, подаётся в зрительный зал крупно, масштабно…».

Предлагаем Вам послушать музыкальную подборку, составленную из ярких оперных партий в исполнении артиста.


По материалам публикаций

  • Кино-Театр.РУ https://www.kino-teatr.ru/teatr/acter/m/sov/44716/bio/
  • www.bolshoi.ru/