Рахманинов Сергей

«Я - русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды» - так говорил великий русский композитор и гениальный пианист - Сергей Васильевич Рахманинов. 

Биография

В творчестве Сергея Рахманинова, расцвет которого пришёлся на  1890-1900-е годы, отразились многие важнейшие события русской общественной и художественной жизни. 

Дарование Рахманинова проявилось рано и ярко, хотя до 12-летнего возраста особого рвения к систематическим занятиям музыкой у него не было. В четыре года он начал обучаться игре на фортепиано, в 1882 году - был принят в Петербургскую консерваторию, а в 1885 году его перевели в Московскую консерваторию. Здесь Рахманинов занимался по классу фортепиано у Н.С. Зверева, затем у А. Зилоти; по теории и композиции — у выдающихся композиторов С. Танеева и А. Аренского. С 1885 по 1889 годы Рахманинов жил в пансионе у Н.С.Зверева, там он прошел суровую, но довольно разумную школу трудовой дисциплины, превратившую его из отчаянного лентяя и шалуна в человека, исключительно собранного и волевого. «Лучшим, что есть во мне, я обязан ему», — так говорил Рахманинов впоследствии о Николае Звереве. В консерватории Рахманинов находился под сильным влиянием личности П.И. Чайковского, который, в свою очередь, следил за развитием своего любимца Сережи и по окончании им консерватории помог ему в постановке оперы «Алеко» в Большом театре.

В 1891 году Рахманинов окончил Консерваторию по классу фортепиано, а через год  — по классу композиции,  с Большой золотой медалью. К этому времени он был уже автором нескольких сочинений, среди которых — знаменитая Прелюдия до-диез минор, Первый фортепианный концерт, а также опера «Алеко», которую Рахманинов написал в качестве своей дипломной работы всего за 17 дней. Следующие сочинения  — Сюита для двух фортепиано, Музыкальные моменты Ор.16, множество романсов, симфонические произведения — «Утес» и другие, свидетельствовали о самобытном, сильном и глубоком таланте Рахманинова.

Жизнь одаренного музыканта в эти годы складывалась сложно. Решительный и властный в исполнительстве и творчестве, Рахманинов по натуре был человеком ранимым, часто испытывал неуверенность в себе. Мешали материальные затруднения, житейская неустроенность, скитания по чужим углам. Несмотря на поддержку близких, юноша чувствовал себя одиноким. Сильное потрясение, вызванное провалом его Первой симфонии, исполненной в Петербурге в марте 1897 года, привело к творческому кризису. Несколько лет Рахманинов ничего не сочинял, тем не менее, он много выступал. В эти годы он познакомился с Л. Толстым, А. Чеховым, артистами Художественного театра, началась дружба с Федором Шаляпиным. В 1899 году Рахманинов впервые выступил в Лондоне, в 1900 году побывал в Италии, где появились наброски будущей оперы «Франческа да Римини». Радостным событием стала постановка оперы «Алеко» в Петербурге по случаю 100-летнего юбилея Александра Пушкина с Федором Шаляпиным в партии Алеко. Так постепенно готовился внутренний перелом, и в начале 1900-х годов произошло возвращение композитора к творчеству. Новый век начался со Второго фортепианного концерта. Современники услышали в нем голос времени с его напряженностью и ощущением грядущих перемен. Теперь жанр концерта становится ведущим, именно в нем с наибольшей полнотой воплощаются главные идеи.

Всеобщее признание в России и за рубежом получает пианистическая и дирижерская деятельность музыканта. С 1904 года Рахманинов в течение двух лет работал дирижером в Большом театре. В 1907 году он принимал участие в «Исторических русских концертах»*, организованных Сергеем Дягилевым в Париже, в 1909 году впервые выступал в Америке, где играл свой Третий фортепианный концерт под управлением Густава Малера. Интенсивная концертная деятельность в городах России и за рубежом сочеталась с напряженным творчеством, причем в музыке этого десятилетия (как, например, в кантате «Весна», в прелюдиях Ор. 23, в финале Третьего концерта) много пылкой восторженности и воодушевления. А в таких сочинениях, как романсы «Сирень», «Здесь хорошо», в прелюдиях ре мажор и соль мажор, с удивительной проникновенностью зазвучала «музыка поющих сил природы».

Но в эти же годы ощущаются и другие настроения в творчестве Рахманинова. Горестные думы о родине и ее грядущей судьбе, философские размышления о жизни и смерти порождают трагические образы Первой фортепианной сонаты, навеянной «Фаустом» Иоганна Вольфганга Гёте, симфонической поэмы «Остров мертвых» по картине швейцарского художника Арнольда Бёклина (1827-1901), романсов. Внутренние изменения стали особенно ощутимы после 1910 года. Появляются агрессивные, враждебные образы, мрачные, подавленные настроения. Усложняется музыкальный язык, исчезает столь характерное для Сергея Рахманинова широкое мелодическое дыхание. Таковы вокально-симфоническая поэма «Колокола», романсы Ор.34, Ор. 38, этюды-картины Ор. 39. Однако, именно в это время Рахманинов создал произведения, исполненные высокого этического смысла, ставшие олицетворением непреходящей духовной красоты, кульминацией рахманиновской мелодийности  — знаменитые «Вокализ» и «Всенощное бдение» для хора a cappella (1915).

24 декабря 1917 года Рахманинов с семьей покинул Россию, как оказалось, навсегда. Более четверти века он прожил в США, и этот период был в основном насыщен концертной деятельностью, подчинявшейся жестоким законам музыкального бизнеса. Значительную часть своих гонораров Рахманинов использовал для материальной поддержки соотечественников за рубежом и в России. Так, весь сбор за выступление в апреле 1922 года был передан в пользу голодающих в России, а осенью 1941 года более четырех тысяч долларов Рахманинов направил в фонд помощи Красной Армии.

За рубежом Сергей Рахманинов жил замкнуто, ограничив круг друзей соотечественниками. Исключение было сделано лишь для семейства Теодора Стейнвея — главы фортепианной фирмы, с которым Сергея Рахманинова связывали дружеские отношения.

В первые годы пребывания за границей Рахманинова не покидали мысли об утрате творческого вдохновения. «Уехав из России, я потерял желание сочинять. Лишившись родины, я потерял самого себя». Только спустя восемь лет после отъезда за рубеж Рахманинов возвращается к творчеству, создает в 1926 году Четвертый фортепианный концерт, Три русские песни для хора и оркестра (1926), «Вариации на тему Корелли» для фортепиано (1931), знаменитую «Рапсодию на тему Паганини» (1934), Третью симфонию (1936). Скорбное чувство невосполнимой утраты, жгучая тоска по России рождает искусство огромной трагической силы, достигающей своего апогея в «Симфонических танцах» (1940). А в гениальной Третьей симфонии Рахманинов в последний раз воплощает центральную тему своего творчества — образ Родины...

*Исторические русские концерты (фр. Concerts historiques russes) — мероприятие, организованное в 1907 году в Париже Сергеем Дягилевым с целью пропаганды русской музыки за границей.

По материалам: belcanto.ru; автор О. Аверьянова