Днепров, Митрофан Иванович
Митрофан Иванович Днепров артист оперетты (баритон). Родился в Усмани в небогатой многодетной семье Погребенченко, отличавшейся религиозностью, с малых лет мальчик пел дома по вечерам молитвы и духовные песни. Когда ему исполнилось семь лет, регент соборного хора взял Митрофана в хор первым дискантом, так мальчик начал выступать как солист в церковном хоре. В 19 лет голос Митрофана оформился в лирический баритон, и он стал певцом-послушником монастырского хора, поступил на регентские курсы. Через год получил звание регента второго разряда. Параллельно в 1900-1906 гг. обучался на оперных курсах О.О. Бестриха, здесь же выступал в студенческих спектаклях (под псевдонимом Загребин). Одновременно пел и оперные партии.
Осенью 1907 года молодой артист подписал свой первый контракт. Это был контракт с известным дирижером и антрепренером А.А. Тонни на зимний сезон в Харькове. В 1907 году Днепров дебютировал в партии Маркиза де Корневиль ("Корневильские колокола" Р. Планкета). С этого времени выступал только в оперетте, взяв псевдоним Днепров. Конечно, артистами становились люди из самых разных слоев общества, но приход на сцену, причем на сцену театра оперетты прямо из монастырских послушников был редчайшим явлением.
С 1923 года М. И. Днепров в Москве, в Товариществе Московской оперетты, с 1924 года – в «Новом театре оперетты». Он участвует в первых спектаклях советского репертуара. В 1927-1930 и в 1939-1951 годах М.И. Днепров служил в Московском театре оперетты. Шесть лет – с 1933 по 1939 год – он гастролировал с группой артистов, объездив за это время практически весь Советский Союз. Главным стержнем творчества Днепрова было продвижение и популяризация лучших произведений классической оперетты. Более чем за полвека сценической деятельности артиста отношение к этому жанру изменилось. Митрофан Днепров неизменно подкупал публику очарованием своих сценических героев — графа Данило, мистера Икса, Пикилло — друга Периколы, Мартина Рудокопа, героев-простаков из оперетт «Граф Люксембург» и «Сильва». Артист всегда сохранял хороший вкус в исполнении, не путая комедийность, развлекательность, «легкость» жанра — c пошлостью. Он любил музыку Легара, Оффенбаха, Кальмана, и эта любовь передавалась зрителям. Его искусство оставляло ощущение радости, за что артист и получил точную характеристику — «солнечный баритон».
В годы Великой Отечественной войны театр эвакуировали, но М.И. Днепров остался в Москве. Вместе с другими артистами он участвовал в концертах в госпиталях, выезжал в воинские части.
В своей книге «Полвека в оперетте» он, в частности, писал «Я – из той армии артистов, которые познали сполна все трудности положения опереточного актера в буржуазном мире. Я из той армии артистов, которые вразнобой, в одиночку сражались против пошлости и безвкусицы оперетты; я из того племени, которое знало, что каждый шаг вперёд должен быть взят с боя». Эти слова являются не просто цитатой из произведения, написанного при социализме. В них не столько позиционируется отличие советской музыкальной комедии, сколько провозглашается абсолютная преданность жанру.
В 1946-1947 годах М. И. Днепров работал в Пятигорском театре, где поставил «Свадьбу в Малиновке» Б. Александрова, «Сильву» и «Баядерку» И. Кальмана. В 1951 году, когда Днепрову было 70 лет, он еще играл на сцене. Юбиляра поздравляли И.С. Козловский, А.А. Яблочкина, Л.О. Утесов. Митрофану Ивановичу Днепрову было присвоено звание «Заслуженный артист РСФСР». Умер М.И. Днепров в 1966 году.
Полвека в оперетте : [воспоминания] / М.И. Днепров. - М. : Искусство, 1961. - 169 с.