Тенишева М.К.
«Всю свою жизнь она не знала мертвенного покоя.
Она хотела знать и творить и идти вперед».
Николай Рерих, «Памяти Тенишевой»
Биография
Мария Тенишева начинала свой творческий путь как оперная певица, окончив в Париже студию известного педагога М. Маркези. Там же, в Париже, она обучалась изобразительному искусству у Габриэля Жильбера, затем продолжила занятия в Петербурге и позднее в парижской Академии Жюльена. В 1892 г. она стала женой князя В.Н. Тенишева, русского промышленника, владельца крупнейшего в России Брянского машиностроительного завода в Бежице и комиссара промышленного отдела Всероссийской художественно-промышленной выставки 1896 г. в Нижнем Новгороде. Финансовое положение мужа позволило ей заняться меценатством, благотворительностью и коллекционированием.
Наибольшую известность княгине М.К. Тенишевой принесла её деятельность в имении Талашкино, приобретённом ею в 1893 г. и ставшим на рубеже XIX-XX вв, подобно Абрамцеву, важным центром русской художественной жизни. Талашкино посещали многие представители отечественной культуры – С.Дягилев, И.Стравинский, Ф.Шаляпин. Здесь подолгу жили и работали такие художники как С.Малютин, И.Репин, М.Врубель, Н.Рерих, а из организованных ею мастерских (столярной, керамической и вышивальной) «выходили» произведения декоративно-прикладного искусства, выполненные в неорусском стиле.
В расположенном поблизости от Талашкино хуторе Флёново, приобретённом княгиней в 1894 г., была открыта уникальная школа, просуществовавшая два десятилетия, где крестьянские дети не только овладевали знаниями, но и обучались грамотному ведению сельского хозяйства, гончарному и керамическому искусству, живописи, вышиванию, игре на русских народных инструментах. Кроме того, бесплатная рисовальная школа, просуществовавшая с 1894 по 1904 гг., была открыта княгиней М. Тенишевой в Санкт-Петербурге.
Увлекаясь коллекционированием, Тенишева собрала крупную коллекцию русской и зарубежной графики, часть которой подарила Русскому музею в год его открытия (1898 г.). В эти же годы она начинает составлять коллекцию декоративно-прикладного и народного искусства в своем смоленском имении Талашкино, открыв в 1905 г. музей «Русская старина». В 1907 г. данное собрание было показано в Лувре, а в 1911 г. княгиня передала этот уникальный историко-этнографический музей в дар Смоленскому отделению Московского археологического института.
Княгиня Мария Клавдиевна Тенишева обладала недюжинным художественным талантом, зримо проявив себя в эмальерном искусстве, получив признание в Европе. «Чудеснейшим выражением человеческого гения» называла М. К. Тенишева искусство эмалей по металлу, достигнув больших успехов в области так называемой «опаковой» эмали. Живя в Париже, проводя многочисленные эксперименты с художником-эмальером Жаккеном М. Тенишева получила новую палитру глухих полихромных пастозных эмалей, доведя её до трёхсот оттенков. Свободно сочетая эмаль с деревом, металлом, костью, кожей, она искала новые выразительные формы и собственный художественный стиль. Разнообразные декоративно-прикладные предметы (подсвечники, сундуки, шкатулки и т.п.), выполненные М.К.Тенишевой, получили всемирное признание и выставлялись в Париже, Риме, Лондоне, Брюсселе, Праге, завоёвывая самые высокие награды.
Занимаясь искусством эмали, посвятив ему большую часть своей жизни, княгиня собрала ценнейшую коллекцию древних эмалей и инкрустаций, которая послужила ей основой для написания диссертации на эту тему, защищенную в 1916 г. и изданную в 1930 г. в Праге. Этот научный труд Марии Клавдиевны не утерял своего значения до настоящего времени.
Последние десять лет своей жизни М. Тенишева провела в эмиграции, во Франции, в городке Вокрессон под Парижем, на вилле, названной друзьями «Малое Талашкино». Тяжело болея, она продолжала работать над эмалями, зарабатывая на жизнь продажей своих работ. Её произведения пользовались успехом и разошлись по многим музеям и частным коллекциям.
Вклад Марии Клавдиевны в возрождение и развитие эмалевого дела был высоко оценен в Европе: так во Франции она была избрана действительным членом Общества изящных искусств и членом Союза декоративно-прикладного искусства в Париже. В Италии княгине было присвоено звание почётного члена Римского археологического общества.Источники:
1. Княгиня Мария Тенишева в зеркале Серебряного века / Каталог выставки ГИМа. М.,2008.
2. Озер Дж. Мир эмалей княгини Тенишевой. М., 2004.
3. Камидиан М. Княгиня изящных искусств // АНТИКВАРIАТЪ (Специальный выпуск журнала "Русский ювелир"). Осень 2000 г.
4. Тенишева М.К. Впечатления моей жизни. М., 1991.