15.10.2024

Экспонат в деталях. Портсигар с композицией «Тамара и Демон. Поцелуй»

Сегодня, в день 210-летия со дня рождения Михаила Юрьевича Лермонтова, в нашей традиционной рубрике «Экспонат в деталях» очередной предмет из коллекции музея – портсигар с отверстием для фитиля, с композицией «Тамара и Демон. Поцелуй» (по рисунку М. Зичи к поэме М.Ю. Лермонтова «Демон»), представленный в разделе коллекции «Табакерки и портсигары».

Прямоугольный серебряный портсигар, позолоченный внутри, с покатыми сторонами и углами, с откидной крышкой на шарнире, с защелкивающимся затвором. Крышка портсигара декорирована  рельефной композицией c изображением поцелуя Тамары и Демона, выполненного по рисунку М. Зичи  к поэме М.Ю. Лермонтова «Демон». На внутренней стороне - гравированная надпись: «Petersbourg». В затворе замка - серебряная кнопка. Внутри портсигара – два отделения: большое - для сигар, маленькое - для спичек. С торцевой стороны расположена специальная пластина для зажигания спичек (кресало). В задней стенке портсигара имеется отверстие для фитиля. Портсигар был изготовлен в Москве в 1884 году.

Поэму «Демон» Лермонтов пишет с 14-ти лет, а целых десять лет поэт редактирует ее. Возможно, что на появление этого сюжета оказало влияние стихотворение Пушкина «Ангел». Произведение написано красивым, эмоциональным языком. Действие происходит на Кавказе, описание природы которого усиливает красоту и эмоциональное восприятие этого романтического произведения.

Основная идея этой «восточной повести» – в любом человеке живут противоположные силы – и Ангел, и Демон. Для каждого человека важно, какой силе отдать предпочтение в жизни. По сюжету поэмы Демон увидел девушку, которая сможет вернуть ему чувство любви. Он когда-то постоянно испытывал его, находясь в образе херувима. До момента встречи с Тамарой злой дух нагонял лишь ужас, а теперь он начинает сомневаться. Тамара чувствует сильную тягу к этому непонятному духу, который приходит к ней по ночам. Она предполагает, что ему нельзя доверять. Девушка скрывается от него в монастыре. Духу удается её очаровать, и Тамара доверчиво поддается его демоническому обаянию. Миг их первого слияния в поцелуе приводит к трагической развязке.

Кратко Лермонтов рассказывает о предыстории появления Демона – это падший Ангел, ранее обитавший на небесах. Восставший против Бога, он обречен на одиночество и скитания. Демон представлен «духом изгнанья», его образ печален.

Поэма «Демон» при жизни М.Ю. Лермонтова, по цензурным соображениям, полностью не печаталась. В 1842 году в журнале «Отечественные записки» были опубликованы отрывки из поэмы. Первое полное издание произведения состоялось в Германии в 1856 году, в России — в 1860 году. Это событие явилось толчком для Михая Зичи (1827–1906), к созданию набросков.

«С тех пор как я научился русским складам, творчество Лермонтова породило во мне подлинный культ этого поэта… я пытался его иллюстрировать», — писал венгерский художник в оном из своих писем1).
Интерес к творчеству М.Ю. Лермонтова возник у художника еще 1860-х годах, и произведением, оказавшимся наиболее близким художнику по восприятию, стал «Демон». Без какого-либо заказа, исходя из собственных творческих интересов, в эти годы Зичи создал к поэме серию рисунков, состоящую из 20 листов.

На иллюстрации:
Серебряный портсигар с отверстием для фитиля, с композицией «Тамара и Демон. Поцелуй». Россия, Москва. 1884 г.
Рисунок Михая Зичи к поэме М.Ю. Лермонтова «Демон»

1) Михай Зичи. Алешина Л.С., 1975. С 106

По материалам публикаций