11.11.2022

Рубрика «Забытые имена»: оперный певец Дмитрий Головин

Дмитрий Данилович Головин – российский советский оперный певец, заслуженный артист РСФСР (1934), обладатель лирико-драматического баритона. Певец родился в начале ноября 1894, в Ставрополье, в большой крестьянской семье. Уже в 7 лет мальчик пел в церковном хоре. Его певческие способности заметил архиерей Аафадор и пригласил жить в своем доме, где находилась библиотека с большим нотным отделом. Именно в доме священнослужителя произошло первое знакомство Дмитрия с книгами и музыкальными произведениями светского и духовного содержания. Первой музыкальной школой стало для него хоровое пение. В1910 году он учился в Ставропольской духовной семинарии. В юношеские годы пел в церковных хорах Анапы, Геленджика, Новороссийска и Севастополя, а также подрабатывал матросом в Новороссийске и Севастополе. Из воспоминаний младшей сестры Антонины Головиной – артистки хора Большого театра «...Году в 1912-м или 1913-м брат работал матросом на небольшом черноморском рейсовом пароходике, старательно драил как-то палубу и, как всякая открытая душа, пел, пел... Как случилось, что на этом пароходе оказался сам Шаляпин? Не знаю, по какому случаю подошел к матросу, заслушался, удивился несказанно...
Как звать-то тебя, парень?
– Митька! – А тебя? – с прямотой крестьянской отозвался матрос.
– А меня Федькой! – ответил Шаляпин. – Ты обязательно, братец, учись петь»

В 1915 году Дмитрий работал солистом музыкального театра Севастополе (под псевдонимом Сокольский). Служил протодиаконом и некоторое время жил на архиерейском подворье при Андреевской церкви города Ставрополя. В 1919 году он исполнил главную роль Демона в Ставропольском оперном театре. В 1920 году Комитет Наробразования Ставрополья отправил Головина в Москву с письмом к директору консерватории М.М. Ипполитову-Иванову. В 1921-1924 -- учился в Московской консерватории у Н.Г. Райского. В 1924 году был принят в Большой театр. В 1928-1929 годах стажировался в Италии, пел в оперных театрах Монте-Карло, Милана и Парижа. На выступления Дмитрия Головина в Париже приходили генерал Деникин и офицеры Белого движения, писатели Мережковский, Бунин, Гиппиус, Замятин и другие деятели представители эмиграции. Это, естественно, было отмечено в доносах российских дипломатов в Москву и позднее вошло в состав обвинения певца перед ссылкой

По воспоминаниям современников, Головин обладал голосом исключительной полноты, насыщенности и силы. В пору своего расцвета, в конце 20-х и начале 30-х годов, он часто пел так, как, пожалуй, до него никто не пел. Голос его по диапазону представлялся бесконечным. Поражала не только сила звука, но также легкость и свобода, с которыми он преодолевал все технические трудности, а артистический темперамент певца был под стать его вокальному дарованию. Когда Головин был «в ударе», на сцене, за кулисами и в зрительном зале царил праздник, небывалый подъем. В репертуаре певца были: Борис Годунов («Борис Годунов» М.П. Мусоргского), Мазепа («Мазепа» П.И. Чайковского), Князь Игорь («Князь Игорь» А.П. Бородина), Шакловитый («Хованщина» М.П. Мусоргского), Фигаро, Эскамильо («Кармен» Ж. Бизе), Риголетто («Риголетто», Дж. Верди), Яго («Отелло» Дж. Верди), Валентин («Фауст» Ш. Гуно), Амонасро («Аида» Дж. Верди). Он стал первым исполнителем партий Санди («Трильби» А.И. Юрасовского, 1924) и Нагульнова («Поднятая целина» И.И. Дзержинского, 1937).
Заслуженный артист РСФСР (1934), награждён Орденом Трудового Красного Знамени (1937).

Однако, как вокалист Д. Головин имел недостатки. Певец он был очень неровный. Он мог вызвать бурю восторгов или, наоборот, острое негодование. Сегодня поет блестяще, а завтра мог остановиться посреди арии или романса, показать рукой на горло и уйти со сцены, не допев арии. Он мог петь очень музыкально, создавать трогательный образ, и он же мог позволить себе «пустить петуха» в тех местах, где и не ожидаешь. А в 1943 году Д. Головин был обвинен в измене Родине (еще в конце 30-х годов его ограничили в гражданских правах в связи с пребыванием в монастырях и учебой в духовном училище) и репрессирован вместе с братом, обвиненным также ложно в убийстве актрисы З.Н. Райх (так и нераскрытом), жившей в том же доме. Певец провел в лагерях 10 лет. Одиночные камеры тюрьмы, находившейся там, были вырублены в скале. Строгий режим, тяжелая работа на лесоповале, но и там голос не раз его выручал. Пел в агитбригаде, хотя здоровье и было подорвано. Первым городом, приютившим его после заключения, была Уфа, затем Фрунзе. Последним пристанищем стал поселок Супсех около Анапы (1958). За время жизни в этом поселке, он проявлял живой интерес к музыкальному образованию в Анапе, посещал выпускные экзамены в музыкальных школах, напутствовал учеников. Петь уже не мог. Умер он в 1966 году и похоронен на старом кладбище Анапы. Дмитрий Головин был реабилитирован Военной коллегией Верховного суда СССР 25 ноября 1965 года.

Запись Ариозо Мазепы «О, Мария» из оперы «Мазепа» композитора П. Чайковского в исполнении Дмитрия Головина размещена в Фонотеке музея к дню рождения советского оперного певца, обладателя лирико-драматического баритона.