Рихард Вагнер. К 205 - летию со дня рождения
В мае 2018 года весь музыкальный мир отмечает 205 лет со дня рождения выдающегося немецкого композитора, дирижера и музыканта-новатора Рихарда Вагнера. Его творчество оказало существенное влияние на развитие мировой музыкальной культуры.
Именно Вагнер осуществил оперную реформу, полностью переосмыслив представление о жанре в своем творчестве. Он критиковал сложившуюся к середине XIX века оперную систему, противопоставив ей свое уникальное видение высокого искусства. Благодаря новаторскому подходу Вагнера музыка в его произведениях превратилась в «бесконечную мелодию».
Творчество Вагнера синкретично; главная идея его заключалась в синтезе искусств в опере. Драматургия, музыка и сценография – все сливалось в произведениях Рихарда Вагнера в едином действе. Композитор самостоятельно писал либретто, первым встал спиной к слушателям в процессе дирижирования для лучшего творческого контакта с оркестрантами (до этого момента дирижеры располагались лицом к публике), расширил состав оркестра, сделав его звучание более величественным и монументальным. Он собственноручно обрабатывал каждую грань музыкального творения, превращая его в уникальное сокровище.
Композитор никогда не поступался своими принципами в отношении написания либретто, и в связи с этим до нас дошла одна любопытная история. Когда однажды к нему обратился некий поэт из Вены с предложением создать текст для новой оперы, то получил от Вагнера следующий ответ: "Ваше либретто хорошее, но не настолько, чтобы я изменил своему принципу - самому писать либретто. Если приедете в Венецию, то увидите свое либретто на полке моей библиотеки за № 2985. Это, надеюсь, последнее из предложенных мне. Цифра, как видите, почтенная".
Рихард Вагнер реализовал принцип сквозного драматического развития - номерная структура оперы с ее законченными ариями, дуэтами, терцетами и др. преобразовалась в его творчестве в непрерывную и нераздельную последовательность музыкальных сцен, плавно вытекающих одна из другой.
Особую роль в опере Вагнера имеет оркестр – лейтмотивная техника, благодаря которой главные действующие лица, их переживания и даже некоторые философские категории и неодушевленные объекты были наделены собственными характерными музыкальными мотивами, дала ему собственную линию. Голос же солиста в операх Вагнера превратился в одно из средств выразительности, один из инструментов колоссального оркестра, утратив первостепенную ведущую роль.
Вагнер, будучи ярым приверженцем монументальных форм, написал в 1868 году самую длинную оперу в истории музыки –Нюрнбергские мейстерзингеры, длительность которой составляет 5 часов 15 минут. Ниже представлен фрагмент данного произведения в исполнении австрийского дирижера, композитора и пианиста Феликса Мотля, чья творческая жизнь была неразрывно связана с музыкой Рихарда Вагнера. Мотль, будучи ярким интерпретатором творчества немецкого композитора, дирижировал многими постановками Вагнера в ведущих театрах мира, среди которых Метрополитен-опера в Нью-Йорке, Ковент-Гарден в Лондоне, на подмостках Москвы и Санкт-Петербурга. Он принял активное участие при организации первого Байройтского фестиваля 1876 года, впоследствии став его постоянным дирижером. Последним спектаклем Феликса Мотля, которым он управлял, находясь за дирижерским пультом, стал «Тристан и Изольда» 1911 года; во время представления дирижер получил инфаркт и скончался.
В наше время проводится фестиваль, посвященный творчеству Рихарда Вагнера, где исполняются его оперные шедевры. Ежегодный летний Байройтский фестиваль был учрежден композитором в 1876 году в баварском городе Байройт. Именно здесь ежегодно ставятся оперы тетралогии «Кольцо нибелунга» - «Золото Рейна», «Валькирия», «Зигфрид», «Гибель богов», составляющих основу репертуара мероприятия. В общей сложности длительность произведений составляет порядка 17 часов, а в опере «Гибель Богов» представлена сцена-рекордсмен по продолжительности среди оперных арий: Жертвоприношение Брунгильды идет 14 минут 46 секунд!
Музей Собрание обладает богатейшей коллекцией произведений Рихарда Вагнера, в том числе - фортепианные транскрипции его произведений, записанные на бумажные перфорированные ленты Welte-Mignon. В нашей Фонотеке вы можете услышать:
«Тангейзер и состязание певцов в Вартбурге», 1845 год – 3 акт, «Паломничество Тангейзера», Хор пилигримов. Исполнитель – Эмиль Паур.
«Нюрнбергские мейстерзингеры», 1862 год – Am stillen Herd zur Winterszeit, Песня Вальтера, 1 акт. Исполнитель- Феликс Мотль.
«Валькирия», 1856 год- Прощание Вотана и заклинание огня, Финал оперы. Исполнитель- Корнелиус Рюбнер.