История создания Венской оперы

Возникновение венской оперы относится к середине XVII века, когда при дворе австрийского императора состоялись первые оперные представления итальянской труппы. Со 2-й половины XVII века оперные спектакли, исполнявшиеся австрийской придворной труппой, шли на сценах различных театров (сначала в венском «Бургтеатре», с 1763 года — в основном, в «Кернтнертортеатре»). Основу репертуара составляли итальянской оперы. Постановки отличались помпезностью.

С середины XVIII века деятельность придворной оперной труппы связана с оперной реформой К. В. Глюка (с 1754 г. — придворный капельмейстер), с развитием национального оперного стиля, основанного на жанре зингшпиля. Ставятся оперы И. Умлауфа («Горнорабочие», 1778 и др.), В. А. Моцарта («Похищение из сераля», 1782), К. Диттерсдорфа («Доктор и аптекарь», 1786) и др.

С начала XIX века венская опера осуществляет постановки лучших произведений немецких, австрийских, итальянских и позже французских композиторов: Л. Керубини («Медея»), Л. Бетховена («Фиделио»), Дж. Россини («Танкред», «Сорока-воровка», «Вильгельм Телль» и др.), К. М. Вебера («Вольный стрелок»), Дж. Мейербера («Роберт-дьявол», «Гугеноты»), Г. Доницетти («Лючия ди Ламмермур», «Лукреция Борджа»), Дж. Верди («Набукко», «Риголетто», «Трубадур» и др.), Р. Вагнера («Лоэнгрин», «Тангейзер» и др.), Ш. Гуно («Фауст») и др. В эти годы здесь выступали многие крупнейшие европейские певцы, в т. ч. австрийские и немецкие: П. А. Мильдер-Хауптман, В. Шрёдер-Девриент, К. Унгер, Г. Зонтаг и др.

В 1869 Венская придворная опера получила новое здание, долгое время, считавшееся одним из лучших театральных зданий мира (проект архитектора Э. ван дер Нюлля и А. Зиккард фон Зиккардсбурга). Театр открылся оперой «Дон Жуан» Моцарта. В 1875-97 музыкальный директор и главный дирижёр театра Xанс Рихтер — выдающийся интерпретатор вагнеровских опер. При нём были осуществлены постановки: тетралогия «Кольцо Нибелунга» (1877-79), «Тристан и Изольда», моцартовский цикл, «Отелло», а также современные оперы П. Корнелиуса, Ж. Массне, Э. Хумпердинка и др. В конце XIX века возрос интерес к балету, в числе других часто исполнялись балеты Й. Байера «Кукольная фея» и «Солнце и земля».

В конце XIX — начале XX веков благодаря реформаторской деятельности Г. Малера (главный дирижёр театра в 1897-1907 гг.) Венская придворная опера стала одним из лучших европейских оперных театров. Малер стремился подчинить все компоненты оперного спектакля единому замыслу (в соответствии с авторской партитурой), тщательно готовил каждую постановку, предъявляя высокие требования оркестру, хору и певцам, добиваясь особой музыкально-драматической выразительности. Он привлёк к работе в театре дирижёров Б. Вальтера и Ф. Шалька, художника-декоратора A. Роллера.

В эти годы наряду с блестящими постановками произведений Моцарта, Бетховена, Вебера, Вагнера были впервые исполнены: «Богема», «Фальстаф», «Электра» и другие оперы Р. Штрауса, а также оперы П. И. Чайковского «Евгений Онегин», «Пиковая дама» и «Иоланта». На сцене театра выступали певцы П. Лукка, А. Матерна, Г. Винкельман, А. Бар-Мильденбург, Л. Леман, Л. Слезак и др.

В 1918 г., после образования Австрийской республики, театр получил современное название. Во главе театра становится Ф. Шальк (до 1929 г.). В 20-30-е годы наряду с произведениями Моцарта («Идоменей»), Верди («Дон Карлос», «Макбет»), Р. Штрауса («Женщина без тени», «Саломея», «Елена Египетская»), М. Равеля («Испанский час»), М. де Фальи («Короткая жизнь») в репертуаре театра значительное место занимают оперы современных композиторов (в их числе «Чудо Элианы» Корнгольда, «Джонни наигрывает» Кшенека, «Счастливая рука» Шёнберга, «Царь Эдип» Стравинского и др.).

В годы фашистской оккупации (1938-45 гг.) Венская государственная опера пришла в упадок. Сразу после освобождения Австрии (1945) театр возобновил деятельность и вскоре вернул себе славу ведущего музыкально-театрального центра страны. Здание театра в 1945 было разрушено бомбардировкой, театр временно давал спектакли в помещениях «Театра ан дер Вин» и Народной оперы.

Сезон 1955-56 гг. открылся в восстановленном здании (зрительный зал на 2209 мест). Были поставлены оперы: «Фиделио», «Дон Жуан», «Аида»; «Мейстерзингеры» Вагнера и др.

В 1956-64 Венской государственной оперой руководил Г. Караян. Среди лучших спектаклей 50-60-х годов: «Так поступают все», «Свадьба Фигаро» Моцарта, «Юлий Цезарь» Генделя, «Орфей» Глюка, «Золушка» Россини, «Бал-маскарад»; тетралогия «Кольцо нибелунга», «Тристан и Изольда» Вагнера, «Проданная невеста», «Князь Игорь»; «Ариадна на Наксосе» и «Саломея» Р. Штрауса, «Лулу» Берга, триптих «Триумфы» и «Царь Эдип» Орфа, «Ревизор» Эгка, «Художник Матис» Хиндемита, «Диалоги кармелиток» Пуленка и др.

В 1930-60-е годы в Венской государственной опере выступали лучшие певцы Австрии и других стран, в т. ч. А. и X. Конечны, М. Чеботари, Э. Шварцкопф, И. Зефрид, X. Гюден, Л. Делла Каса, С. Юринац, А. Дермота, Д. Фишер-Дискау, Ю. Патцак, Б. Нильсон, М. Дель Монако, П. Шёфлер, М. Лоренц и др., работали крупнейшие дирижёры — К. Краус, Р. Штраус, Б. Вальтер, О. Клемперер, B. Фуртвенглер, Й. Крипс, В. Де Сабата, К. Бём, Г. Караян, Д. Митропулос, Л. Бернстайн и др.

В 70-е годы в труппе театра певцы — В. Берри, О. Винер, Э. Кунц, К. Людвиг, В. Липп, Л. Ризанек, Р. Хольм и др.; постоянными дирижёрами театра являлись Й. Крипс и К. Бём. В 1971 Венская государственная опера гастролировала в СССР.

Источники: С. M. Грищенко. Музыкальная энциклопедия, 1973;
https://www.belcanto.ru