20.02.2025
К 190-летнему юбилею со дня рождения Михаила Микешина
Михаил Осипович Микешин (21.02.1835–31.01.1896) — русский живописец и график, представитель петербургского академизма, одна из наиболее заметных фигур в монументальной скульптуре пореформенной эпохи. Создатель эклектичных по стилю графических проектов для памятников в ряде городов Российской империи, в том числе знаменитого монумента «Тысячелетие России» в Великом Новгороде; батальный живописец по образованию, также работал как иллюстратор и карикатурист. Академик Императорской Академии художеств.
В детстве обучался живописи у местного иконописца Тита Андронова. Окончил трехклассное уездное училище Рославля, некоторое время работал чертежником на строительстве Московско-Варшавской железной дороги, где познакомился с известным меценатом – помещиком Александром Александровичем Вонлярлярским1), который отправил талантливого юношу на свои средства учиться в Императорскую Академию художеств.
В 1852 году Михаил Микешин поступил в ИАХ в Петербурге, где обучался по классу батальной живописи у Богдана Виллевальде. Профессиональный дебют юноши оказался весьма удачным. После первого года обучения его студенческая работа «Лейбгусары у водопоя», представленная на ежегодной академической выставке, понравилась императору Николаю I, была удостоена малой серебряной медали и куплена в царскую коллекцию.
В 1857 году – стал одним из основателей Художественного общества в ИАХ. В 1858 году сопровождал великих князей Николая Николаевича и Михаила Николаевича в путешествии по Закавказью и Крыму. В 1859–1860 годах в качестве пенсионера ИАХ путешествовал по Европе.
С 1859 года М. Микешин занимался преимущественно скульптурой и графикой. В 1859 году участвовал в конкурсе на составление проекта памятника «Тысячелетие России» для Новгорода, был удостоен первой премии, а работа принята к осуществлению. После открытия монумента в 1862 Микешину был пожалован орден Святого Владимира 4-й степени и пожизненная пенсия.
В 1864 создал конкурсный проект памятника португальской конституции в Лиссабоне, который также был отмечен первой премией. Михаил Микешин был награжден орденом и избран почетным членом Высшей школы изящных искусств Лиссабона.
С 1868 – почетный член Сербского ученого общества. В 1869 был удостоен звания академика ИАХ. В 1882 стал членом Общества поощрения художеств.
Под руководством Микешина созданы памятники Екатерине II в Петербурге (открыт в 1873), адмиралу А.С. Крейгу в Николаеве (1873), Богдану Хмельницкому в Киеве (1888) и другие. По рисункам мастера работали А.М. Опекушин, М.А. Чижов, Р.К. Залеман, А.Л. Обер, Н.А. Лаврецкий. Михаил Микешин выполнял статуи для носовых частей кораблей по заказу Морского министерства.
М.О. Микешин много работал в области книжной и журнальной графики. Сотрудничал в журналах «Русская летопись» (1860-е годы), «Русская старина», «Петербургская жизнь» (1870–1890-е годы). В 1873–1874 годах служил редактором и одним из авторов сатирического журнала «Маляр». В 1875–1878 годах издавал журнал «Пчела», в 1879–1880 годах – журнал «Русь», где публиковал свои рисунки. Создавал иллюстрации к произведениям Н. В. Гоголя.
Работал в технике масляной живописи на фарфоре и эмали.
В 1896 в Москве и Нижнем Новгороде состоялись мемориальные выставки мастера.
Микешин — один из ведущих представителей академического направления в искусстве второй половины XIX века. Особенностью его творчества является эклектичность художественного языка: в произведениях мастера сочетались элементы академизма, реализма, натурализма. Работы Микешина исполнены на достаточно высоком уровне, но вместе с тем для них характерна повествовательность, насыщенность и даже перегруженность деталями, в некоторых случаях — атектоничность. Из-за этого скульптор неоднократно подвергался критике.
Произведения Микешина находятся во многих музейных и частных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, ГМИИ им. А. С. Пушкина.
В разделе «Русская скульптура» коллекции музея «Собрание» представлены работа М.О. Микешина и работа Б.М. Микешина, сына прославленного скульптора.
Микешин М.О., Фабрика А.П. Морана Иуда. Статуэтка. 1893 г.
Микешин Б.М., Литейная мастерская К.И. Миглиника. Петр I в камзоле по форме полковника лейб-гвардии Преображенского полка. 1909
Личная жизнь Михаила Осиповича сложилась удачно, он горячо любил свою жену, с которой прожил почти 30 лет. В браке у художника родился единственный сын Борис, который, хотя и не имел академического образования, но после смерти отца увлекся искусством и стал известным скульптором-самоучкой.
Михаил Микешин скоропостижно скончался в своем петербургском доме в возрасте 60 лет. Похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.
1) Александр Александрович Вонлярлярский (1802–1861), статский советник, крупный подрядчик по постройке шоссейных и железных дорог, прозванный современниками «Monte-Cristo» за роскошную жизнь.