08.10.2023

Аудио рассказ о Школе Нанси

В новом выпуске рубрики «Аудио рассказы» мы поговорим о Школе Нанси (фр. L’Ecole de Nancy).

Школа Нанси — условное название объединения художников и мастеров декоративно-прикладного искусства, а также учебных и производственных предприятий, возникших в столице Лотарингии в период модерна, на рубеже XIX-XX веков.

Возникновение школы Нанси не в последнюю очередь связано с экономическим подъемом, начавшимся здесь в 50-х годах XIX века, который был вызван строительством канала Марна-Рейн, а также открытием первой железнодорожной станции. В городе возникла химическая и металлургическая индустрия. Одновременно новый импульс к развитию получили такие традиционные для Нанси производства как изготовление керамики и стекла. Другим важнейшим фактором, обусловившим превращение Нанси в один из центров «нового искусства» Франции, стала франко-прусская война 1879-1871 гг., которая привела к аннексии Пруссией Эльзаса и Восточной Лотарингии.

Школа Нанси — это группа мастеров и дизайнеров, работавших в 1890-1914 гг. в Нанси (Франция) в стиле модерн. Среди них были дизайнер мебели Луи Мажорель (Louis Majorelle, 1859-1926), краснодеревщик и художник по стеклу Жак Грюбер (Jacques Grüber, 1870-1936), дизайнер стекла и мебели Эмиль Галле (Emile Gallé, 1846-1904), а также владельцы мануфактуры Дом (Daum).

В 1900 году эти мастера представили свои работы на Всемирной выставке в Париже*. Это стало первым опытом совместного показа художественных изделий мастерами Нанси. А уже в следующем, 1901 году, Эмиль Галле написал открытое письмо, которое было опубликовано 11 января в ежедневной газете «l'Etoile de l'Est», а 15 января — в журнале «Lorraine-Artiste», где призывал к созданию региональной организации, которая способствовала бы развитию художественной индустрии Лотарингии.

Этот призыв был услышан, и 13 февраля 1901 года была создана школа Нанси или Провинциальное объединение художественных индустриальных производств (фр. Alliance Provinciale des Industries d'Art). Первым президентом вновь созданной организации стал Эмиль Галле.

В качестве основных целей школы Нанси объявлялось следующее:
— способствовать росту культурного авторитета города Нанси;
— искать и находить темы и приемы, способные объединить продукцию, выпускаемую членами объединения, при полном признании их автономии;
— повышать значение художественной индустрии с помощью создания школы и музея, организации выставок.

Двери объединения были открыты не только для художников и мастеров-ремесленников, но также и для заинтересованных предпринимателей, журналистов, любителей искусства. Художественные работы, создаваемые членами объединения, были разнообразными. Среди них можно было обнаружить и изделия из стекла и хрусталя, фаянса и металла, керамику, художественную резьбу по дереву, архитектурные сооружения и предметы интерьера, а также проекты ландшафтного дизайна.
Благодаря умело выстроенной политике руководства объединения и активному участию в крупнейших международных выставках школа Нанси скоро приобрела известность не только во Франции, но и за её пределами. Художественной продукции Школы Нанси давали неизменно высокие оценки в Чикаго, Лондоне, Мюнхене, Брюсселе и Турине.

После смерти Эмиля Галле, во главе школы Нанси встал Виктор Пруве (Victor-Emile Prouvé; 1858-1943) — художник, скульптор и гравер. Под его руководством объединение просуществовало ещё пять лет.

1909 год стал последним годом, когда члены объединения выставили свои работы вместе. На смену «ар-нуво» приходило «ар-деко». Высококлассные и дорогостоящие изделия художественной индустрии, выпускаемые небольшими партиями, становились нерентабельны. Гораздо более экономически оправданным оказалось массовое производство более дешевых декоративных художественных изделий. Переход к «ар-деко» ведущих представителей школы Нанси (Луи Мажореля, стекольного завода Дом и знаменитого художника по стеклу Жака Грубера) символизировал закат объединения.

В 70-е годы XX века при проведении городских строительных работ в Нанси было разрушено множество зданий, выполненных в стиле «ар-нуво». Школа Нанси была заново открыта лишь в конце 90-х годов. Между 1998 и 2000 годами около 350 городских сооружений, построенных по проектам представителей школы, было признано памятниками архитектуры и отреставрировано. 1999 год был объявлен годом Школы Нанси.

В разделе коллекции музея «Западноевропейское художественное стекло и керамика» представлены предметы искусства, созданные членами художественного объединения Нанси.

* Всемирная выставка 1900 года (фр. Exposition universelle) проводилась в Париже (Франция) с 15 апреля по 12 ноября 1900 года. Символом выставки стала встреча нового XX века. Главенствующим стилем на выставке стал ар-нуво. За семь месяцев выставку посетили более 50 млн человек. Свои экспозиции в 18 тематических отделах представили 35 стран. Особенно значительным в выставке было участие Российской империи — ближайшего в то время союзника Франции.

https://studbooks.net/640924/kulturologiya/shkola_nansi