16.09.2023

Возрождение гусевской хрустальной традиции

Прошло 10 лет, с тех пор как в 2013 году было возобновлено производство на знаменитом российском хрустальном заводе под новым названием «Гусевской хрустальный завод имени Акима Мальцова». В одном из корпусов прежнего завода установили современное оборудование и начали изготавливать авторские хрустальные изделия.

История гусевского хрусталя началась в 1756 году, когда орловский купец Аким Мальцов основал на берегу реки Гусь в дремучих мещерских лесах первый стекольный завод, перевезя на речку Гусь свою часть отцовского производства (история династии Мальцовых – в рубрике «Аудио рассказы»).
Рабочие жили при заводе. А главное действо варки стекла происходило в гуте*. Гута представляла собой огромное бревенчатое помещение, в центре которого находилась печь. Здесь, в печи, в больших глиняных горшках варили стекло и хрусталь. Материалом для варки служила шихта, которая состояла из песка, соды, поташа, окиси свинца и др. Земля завода получила название Гусь-Хрустальный – по названию реки и по делу, которое «работали».

С 1830 года хозяином Мальцовской стеклянной империи становится Иван Сергеевич Мальцов (1807-1880) – известный дипломат, побывавший во многих странах Европы и Азии. Во время заграничных поездок И.С. Мальцов интересовался достижениями стекольной промышленности в других странах, привозил образцы изделий иноземных мастеров. По мемуарной литературе известно, что он посетил богемские стекольные производства и отметил их небольшие размеры. Посещая европейских производителей стекла, Мальцов сделал практический вывод, что для производства богемского стекла не требуется примеси металла, что позволило значительно удешевить производство. В итоге изделия из стекла стали доступны и среднему классу. Так, большой популярностью пользовались стаканы с различным видом росписи и обработки края. В частности, очень востребованным был сувенирный сервиз, состоящий из подноса, графина и сахарницы.
Начиная с 1829 г. завод являлся постоянным участником практически всех мануфактурных выставок и неоднократно удостаивался золотых медалей за качество продукции, за что получил право на использование Государственного герба России на своих изделиях, а в 1856 году – позволение от Министерства финансов на использование государственной символики.
Инв.18848.1-2/ДПИ; Инв.8670/ДПИ

Журнал Министерства Внутренних Дел отмечал, что «завод представляет собою образцовое учреждение не только в губернии, но и в целой России». Ассортимент продаваемых предметов постепенно ширился – вырабатывались «вещи самые дорогие, огромной величины, с богатой гранью и резьбой до самых простых, дешевых, обыкновенно в хозяйстве употребляемых». В 1832 году по заказу Придворного ведомства был выполнен Большой сервиз с «мальцовской гранью», который использовался в загородных дворцах императора. «Мальцовская грань» - пышное эклектическое сочетание разнообразных орнаментов из «розеток», «камней», «кустов» и т.д.  (Обзор «Основные виды граней в русском художественном стекле XIX века»). При Мальцове по инициативе мастеров была основана «камера образцов», своеобразный музей – выставка лучших по мастерству исполнения и рисункам изделий мастеров стекольных заводов. Впоследствии завод был переоборудован на выпуск хрустальной посуды и по праву стал называться хрустальным. Появился термин «мальцовский хрусталь», который являлся синонимом не только качества, но и художественных достоинств изделий Гусевского хрустального завода. 

Во второй половине XIX века Гусевский хрустальный завод продолжал прогрессивно развиваться. За участие во Всероссийских мануфактурных и Всемирных художественно-промышленных выставках Гусевской хрустальный завод был отмечен:
1829 год – Большая золотая медаль;
1831 год – Малая золотая медаль;
1833 год – Большая золотая медаль;
1835 год – Большая золотая медаль;
1893 год, Чикаго – Бронзовая медаль при Почетном дипломе;
1900 год, Париж – Высшая награда «Grand-Prix».

В середине XIX века появляется цветное многослойное стекло, имитирующее золото и серебро. Это изделия в восточном стиле для «восточного» рынка: кумганы, кальяны. Выпуск подобных изделий был не случаен. В 1828 году Иван Сергеевич Мальцов был назначен первым секретарем при русской миссии в Персии, главой которой был А.С. Грибоедов. После гибели членов миссии и в знак искупления вины перед русским правительством лично Мальцову персидский шах разрешает беспошлинную торговлю хрусталем в Персии. Персидские изделия фабрики Мальцова имели также спрос в Закавказье, крупнейших городах Средней Азии.

С началом промышленной революции и после отмены крепостного права на заводах все большее место стали занимать механизированные способы производства стеклянной посуды.

На рубеже XIX-ХX веков Гусевский хрустальный завод по разнообразию методов и приемов украшения стекла не знал себе равных. До середины XX века, в отсутствии профессиональных художников, престиж торговой марки Гусевского хрустального завода создавали квалифицированные мастера – выдувальщики стела, гранильщики алмазов, граверы и живописцы. В этот период в гутном отделении завода было 4 стекловаренных печи: две действующие, две запасные, в шлифовальном отделении – 177 станков, в рисовальном ­– 18 станков. Завод отапливался дровами, сучьями, торфом; освещался керосином.

Иван Мальцов построил в посёлке Гусь-Мальцовский кирпичные дома для проживания рабочих, больницу, открыл церковно-приходское училище для детей.  Так как у Ивана Сергеевича не было собственных детей, своё состояние он завещал племяннику, сыну сестры, Юрию Степановичу Нечаеву-Мальцову (1834-1913). Юрий Степанович был не только выдающимся предпринимателем, но и человеком, беззаветно любящим  искусство, благотворителем и меценатом. В 1896-1903 гг. по заказу и на средства Нечаева-Мальцова в Гусь-Хрустальном был возведён величественный Георгиевский собор. Архитектором  собора стал Л.Н. Бенуа, а художником, оформившим внутреннее убранство – В.М. Васнецов.
Инв.18846.1-2/ДПИ

В начале XX века значительно расширились технические возможности обработки изделий.
Инв.8609.1-6/ДПИ

Хрусталь стал широко применяться в декоративном убранстве интерьеров. Разнообразнее стала цветовая гамма изделий. Непрерывные, плавные, причудливо изогнутые линии в сочетании с цветочной композицией придавали изысканность и утонченность любому изделию. Цветное стекло производилось скорее для поддержания престижа фабрики и фабриканта, чем для прибыли, производство его было обычно убыточным. Широко практиковалась живопись на молочном и «глушеном» стекле эмалевыми и силикатными красками, а также глубокое травление по многослойному стеклу. Уникальны многослойные вазы, флаконы, выполненные по образцам изделий известного французского художника Эмиля Галле, с приглушенными сине-фиолетовыми и золотисто-коричневыми «рисованными» пейзажами.

После Октябрьской революции 1917 года завод встал. Снова запустить производство удалось только в 1923 году после визита в Гусь-Хрустальный Михаила Калинина и выделения им специального финансирования.

В связи с возрастающим спросом на обычную стеклянную посуду в 1930-е гг. началось освоение механизированного производства разных видов сортового стекла и целого ряда технических стекол. На заводе массово выпускались граненые чайные стаканы (предположительно, авторства Веры Мухиной), прессованная столовая посуда и небольшой ассортимент сортовых изделий. В годы Великой Отечественной войны Гусевской хрустальный завод выпускал продукцию для нужд фронта - медицинские ампулы, фляжки, колбы для зажигательной смеси, термоса, технические стекла. В начале 50-х годов началась массовая выработка свинцового хрусталя. В это же время началось внедрение трубок-самодувок.  В 1960 году впервые в мировой практике стекловарения была запущена опытная ванная печь непрерывного действия для варки хрусталя. Выпуск сортового хрусталя увеличился в пять раз. К 1981 году на заводе работало более 50 конвейеров общей протяженностью 5 000 метров.

После перестройки ситуация изменилась к худшему. В 2012 году завод был полностью закрыт – именно тогда была уволена последняя сотня сотрудников. Но 26 декабря 2013 года производство хрусталя было возобновлено. Теперь завод с специализируется на выпуске ограниченных серий авторской продукции из хрусталя. Можно сказать, что от массового производства предприятие ушло к индивидуальным заказам. Мастера завода бережно сохраняют традиционные приёмы стеклоделия, сочетая их с новыми возможностями.

Гусевской хрусталь по традиции содержит в себе 24 % оксида свинца, что придаёт ему особую прозрачность, сияние и плотность. Гусевской хрустальный завод, единственный в России, владеет техникой «нацвета», когда горячим формованием сливаются несколько цветов. Завод может изготавливать изделия более двадцати оттенков, а цвет хрусталю придают добавки окислов редкоземельных металлов. Так, например, для синего цвета добавляют кобальт, для красного – селен, а розовый цвет даёт эрбий.
Инв.18847/ДПИ; Инв.18849/ДПИ; Инв.8671/ДПИ; Инв.8742/ДПИ; Инв.6853.1-2/ДПИ

Семья Мальцовых внесла огромный вклад в развитие русского стеклоделия, вершиной которого стали изделия из цветного стекла и хрусталя, произведенные на семейных предприятиях. Продукция мальцовских фабрик широко представлена в коллекции Музея «Собрание». Изделия, созданные с высочайшим мастерством, можно увидеть в экспозиции и на сайте музея в разделе «Русское стекло и керамика».

 

*Гута – часть стекольного предприятия, где расположены стекловаренные печи и происходит варка стекла. Происхождение слова часто считают производным от немецкого «der Hutte» (хижина, шалаш). Но возможно и более древнее происхождение – от латинского «gutta» (капля)

Источники:
https://dzen.ru/a/ZGKY6ukTojDlDoui
https://www.goose-crystal.ru/about/
https://vladmuseum.ru/ru/virtual/gus_zavod/