27.01.2023

Экспонат в деталях: секретер музыкальный с органом «Beethoven»

В конце 2022 года еще один экспонат коллекции музея «Собрание» из раздела «Музыкальные механические инструменты и предметы» (раздел «Духовые инструменты») -- секретер музыкальный с органом «Beethoven», созданный в 1810-1815 годах в Вене (Австро-Венгрия), получил статус «Памятник науки и техники»*. К группе духовых инструментов, представленных в музее «Собрание», относятся органы, переносные органы (шарманки), фисгармонииорганетты, чижовки и и ручные грамоники. При всем различии в конструкциях, механизмах и способах отделки, все предметы объединяет способ извлечения звука за счет прохождения воздуха через лабиальные трубы.

Секретер музыкальный с органом «Beethoven» в стиле ампир представляет собой прямоугольный деревянный корпус, облицованный шпоном ясеня и черненого дерева, со скошенными вертикальными ребрами, арочным фронтоном, на четырех ножках-стойках. На лицевой стороне фронтона – декоративная деревянная решетка черного цвета с лучами-стрелами и накладками из позолоченной бронзы, закрытая с внутренней стороны темно-зеленым шелком. Под фронтоном находится выдвижной ящик с двумя ручками в виде фантастических морских существ, в середине – замок с накладкой в виде маскарона в окружении лучей-стрел. Нижняя часть секретера с двумя дверцами и накладками замков отделена от средней секции с откидным столом полосой позолоченного металла с растительным орнаментом. Внутри нижней части размещены два выдвижных ящика с ручками, а над ними находится имитация ящика с двумя ручками, за которым расположен мех органа с ресивером. Средняя секция с органным механизмом закрыта откидным столом с замком и ключом. Над столом - рама с окантовкой и четырьмя арками, в которых находятся живописные аллегорические изображения четырёх времен года. Над рамой расположены две полки: верхняя полка разделена на три отсека, центральная ниша нижней полки обрамлена колоннами дорического ордера черного цвета с базой и капителью из позолоченной бронзы, по сторонам встроены два отделения, по три выдвижных ящичка в каждом. Все внутренние ящики и полки изготовлены из древесины фруктовых пород. На нижнем правом ящичке установлена поворотная ручка, приводящая в движение механизм, мехи и программный вал со штырьками, скобками и наклейкой на левом торце с рукописными надписями на итальянском языке. Надписи свидетельствуют, что на валу закодирована аранжировка произведения Бетховена “di Beethofen” под названием «Battaglia» (Битва) при Виттории – «di vittoria» и добавлена (приклеена) «colla Preghiera a Dio p il Re» молитва «Боже, храни короля». Часть надписи зачеркнута, и приписка «da cambiarsi» (чтобы изменить) - сделана другой рукой. С левой стороны программного вала расположено запорное устройство каретки вала, с правой стороны привод вала со стабилизатором вращения и устройством спирального движения вала, на плате механизма надпись: «Egittus Arzt in Winn». Программный вал делает шесть оборотов по спирали в течение четырех минут таким образом, что отдельные части произведения сменяют друг друга без остановок. Над программным валом расположена рейка с сорока четырьмя, по числу основных тонов, считывающими рычажками и двумя опорными роликами. Орган состоит из 87 деревянных труб, собранных в четыре регистра, мехи приводятся в действие четырьмя ленточными тягами от гиревого привода, смонтированного в вертикальной нише с задней правой стороны. Подъем гири, подвешенной на кетгуте через блок, производится рукояткой с правой стороны секретера, там же находятся ограничитель и сигнализатор подъема гири. С боковых сторон секретера расположены дверцы с облицовкой, аналогичной облицовке лицевой стороны с замками и литыми накладками из позолоченной бронзы. Музыкальный носитель: программный вал.

Людвиг ванн Бетховен (Ludwig van Beethoven, 1770-1827) – немецкий пианист-виртуоз, композитор и педагог, последний представитель венской классической школы, один из самых исполняемых композиторов в мире. «Боевая симфония» - Wellington's Victory или Battle Symphony, Op. 91 – для оркестра была написана в честь решающей победы Артура Уэсли (Arthur Wellesley), впоследствии герцога Веллингтона, над королем Испании Жозефом Бонапартом (Joseph Bonaparte), братом Наполеона, в битве при Виттории в Северной Италии в июне 1813 года. Работа над произведением началась по просьбе и в сотрудничестве с Иоганном Непомуком Мельцелем (Johannes Nepomuk Mälzel), известным своим изобретением «механического оркестра» Panharmonicon и усовершенствованием метронома, изобретенного Дитрихом Винкелем (Dietrich Nikolaus Winkel). Первая редакция симфонии издана для валторны, кларнета, трубы, гобоя, фагота, немецкой флейты, флажолета, барабана, тарелки и треугольника (Hess W., vol. 4 Supplemente zur Gesamtausgabe).

Концерт в пользу австрийских и баварских солдат, раненых в битве при Ханау, состоялся 8 декабря 1813 года, в программе была недавно законченная Седьмая симфония Бетховена, одно из самых энергичных и оптимистичных произведений, два марша для механического трубача Мельцеля и «Боевая симфония». Сам композитор оценивал это произведение, как «большее выражение чувств, чем живопись», большинство критиков называло ее «мешаниной и феерией спецэффектов», но симфония имела большую популярность и коммерческий успех. Оркестровая версия симфонии не могла быть исполнена на механическом органе, по-видимому, была сделана специальная аранжировка. В симфонию включены известные мелодии: «Rule Britannia», «God Save the King» для английской аудитории и «Marlborough has left for the War» – для французской. Среди произведений Бетховена для механических инструментов атрибутировано пять: 1. Adagio in F Major. 2. Scherzo (allegro No. 2). 3. Allegro in G Major. 4. Grenadiers Marsch in F Major. 5. Adagio for Mechanical Secretaire (партитура не сохранилась).
Известно, что Бетховен писал аранжировки маршей для программных валов в часах с органным механизмом венского часового мастера Франца Арцта (Franz Egidius Arzt, 1757-1812). Возможно, что аранжировка мелодии для программного вала данного секретера была сделана самим Бетховеном, но уже после смерти мастера. Изготовление секретера, видимо, было продолжено его сыномЙозефом Арцтем (Joseph Arzt).

 *В Российском законодательстве упоминание памятников науки и техники встречается в основном законе РФ об охране культурного и природного наследия No.73-ФЗ от 2002 года (см. статью 3). Одним из общепринятых, считается следующее определение: «Памятник науки и техники – это материальный объект, связанный (прямо или косвенно) с прошедшими этапами науки и техники, требующий в соответствии со своей социальной или научной значимостью сохранения и использования в общей системе культуры».

Бубнов И.Е. Памятники науки и техники: некоторые вопросы практики и теории. «Вопросы истории естествознания и техники», 1981, No. с. 66
Timothy C. Fabrizio and George F. Paul. Schiffer Publishing Ltd., 4880 Lower Valley Road, PA 19310 USA, 1990, p 177