24.09.2020

Предметы из коллекции музея «Собрание» на выставке «Карл Фаберже и Федор Рюкерт. Шедевры русской эмали»

Сегодня мы вспоминаем Карла Фаберже - ювелира русских царей и поставщика многих дворов Европы, главу семейной фирмы и основателя династии мастеров ювелирного искусства.

В год столетия со дня смерти великого русского ювелира К. Фаберже музеи Московского Кремля открывают выставку, посвященную одному из направлений его деятельности – эмальерному делу. Произведения с многоцветными эмалями разных видов, экспонирующиеся на выставке, выполнены большей частью на его московской фабрике, славившейся на рубеже XIX-XX веков продукцией в так называемом оригинальном русском стиле. В экспозиции представлено около пятисот произведений эмальерного искусства, украшенных эмалью по скани, гильошированной, витражной, перегородчатой и живописной эмалями. Некоторые предметы декорированы миниатюрными копиями полотен русских живописцев, выполненными в сложнейшей технике живописи по эмали. 45 уникальных работ, созданных в мастерских К. Фаберже, Ф. Рюкерта, П. Овчинникова, Е. Черятова, М. Адлер, А. Любавина, О. Курлюкова, А. Кузьмичева, И.Хлебникова, Г. Клингерта и Ф. Лорие предоставлены музеем «Собрание».

Эмалевые изделия московской фабрики К.Фаберже ценились за их самобытность и виртуозное рукотворное мастерство. Особенно популярными были изделия с рельефными чеканными узорами и фигуративными мотивами на однотонных эмалевых матовых поверхностях. Таковы братины на голубых, бархатистых тонах которых отчетливо выделяются чеканные фигуры Сиринов и жар-птиц. Матовые поверхности эмалей вызывали у мастеров фирмы К. Фаберже ассоциации с бархатом. Это обусловило появление уникальных, не имеющих аналогий в ювелирном мире, произведений – ковшей, ларцов, чарок, украшенных жемчужной вышивкой по монохромным эмалевым фонам. Мастера воспроизвели традиционный прием низания жемчугом «в одну прядь». Декоративные элементы – завитки, звёздочки, традиционный стебель-вьюн – имеют контурный графический характер мельчайшим жемчужным зерном полностью выложены орнаментальные и изобразительные мотивы. На создание подобных предметов художников и мастеров фирмы К. Фаберже, чутко следивших за изменчивой модой, вдохновил повсеместный интерес к древнерусским и народным головным уборам, облачениям из бархата и парчи, низанным жемчугом.

Мастерские фирмы К. Фаберже в Санкт-Петербурге тоже выпускали произведения в стиле национального романтизма. Даже среди императорских пасхальных яиц есть изделия, выполненные с использованием старинных русских мотивов и традиционных эмалевых техник.

Музеи и коллекционеры по крупицам собирают уникальное наследие этого живописца по эмали, а также произведения его современников – замечательных серебряников и эмальеров XIX – начала XX веков. Специалисты изучают их произведения и исторические документы. Результатом этого кропотливого труда явилась первая в России выставка шедевров русской эмали в стилях историзм и модерн.

Уникальные произведения Карла Фаберже представлены в коллекции музея «Собрание» в разделах «Русская эмаль», «Русский художественный металл», «Ювелирные изделия» и «Изделия из камня».

Запись лекции «Карл Фаберже: ювелирных дел «менеджер» размещена в разделе «Лекторий» (видео).

Подробнее о жизни Карла Фаберже можно прочитать в разделе «Авторы».

По материалам: ФГБУК «Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль"», Автор: Т.Н. Мунтян. Москва, 2020