12.10.2016

Опубликована 2-я часть виртуального альбома о художественном стекле (видео, часть 2)

Источник: Музей "СОБРАНИЕ"

Представляем вторую часть виртуального альбома, посвященного художественному стеклу конца XIX - первой трети ХХ вв. Здесь собраны фотографии уникальных работ Эмиля Галле, Братьев Дом, Братьев Мюллер, Эскалье де Кристаля, Габриаля Аржи-Руссо, Франсуа Декоршемона,  "Бургун, Шверер и Ко", "Легра и Ко",  "Дезире Христиан и сын" и Хрустальных заводов в Сен-Луи.


В предыдущем выпуске мы писали о творчестве уникального мастера Эмиля Галле, а сейчас хотим рассказать о знаменитой художественной мануфактуре братьев Дом (Daum). Эту семейную фирму основал французский нотариус Жан Дом (Daum Jean, 1825 – 1885). В конце 70-ых годов ХIХ века он приобрел небольшое стекольное производство в Нанси (Verrierie Sainte-Catherine/Стекольное производство Святой Катерины). В 1878 году, закупив дополнительное оборудование и расширив штат рабочих, он переименовал его в Verrierie de Nancy (Стекольное производство Нанси). В 1885 году после смерти отца его сыновья продолжили развитие компании и еще раз изменили название на "Daum Freres&Cie, Verreries de Nancy". Под руководством  Жана-Луи-Огюстена (Daum Jean-Loui-Auguste, 1853 – 1909) и Жана-Антонина (Daum Jean-Antjnin, 1864 – 1930) фирма стала очень успешным предприятием, продукция которого пользовалась неизменным спросом по всей Европе.

Успеху способствовало привлечению к процессу создания ассортимента продукции высокопрофессиональных мастеров и художников, таких как Жак Грюбер и Анри Берже. По эскизам последнего производилась большая часть моделей для серийной продукции завода. Братья много экспериментировали с технологиями и сосредоточились на создании предметов из цветного стекла с различными эффектами - поверхностное кракелирование, частичное замутнение,  "проявление" внутренних слоев многоцветного стекла при помощи травления кислотой и механического гравирования. В производстве активно использовались  гравировка, витрификация (нанесение стеклянной крошки на горячую поверхность заготовки с последующим разогревом в печи и сплавлением с основным слоем), сложное формование изделий, создание различных рельефов из специально изготовленной стеклянной пасты, межслойное объемное декорирование стекла.

В 1899 году фирма патентует собственную технологию межслойной декорации стекла «intercalaire»,  а в 1904 – технологию цветной крошки. Новый этап экспериментов и поиска новых технологий связан с приходом на фирму в 1906 –ом году художника Амальрика Вольтера. Он разработал методику применения технологии «pate de verre» (стеклянное тесто) в условиях серийного производства. Кроме того, при создании мелкой пластики, он использовал и старинную технологию «cire perdue» (тающий воск). Все это позволяло создавать выразительные и оригинальные предметы декора, которые и по сей день считаются эталонными образцами эпохи "большого стиля".

Во  времена экономического кризиса 30-ых годов, единственным работающим стекольным предприятием Лотарингии была мануфактура Братьев Дом. В настоящее время завод Братьев Дом является одним из лучших стекольных предприятий Франции. Здесь по прежнему изготавливают как столовое стекло, так и высокохудожественные предметы интерьера.

Работы Братьев Дом ценятся сегодня так же высоко, как изделия Тиффани и Галле.