22.10.2024

Звёзды джаза. Патрик Кэрнс «Спайк» Хьюз

Патрик Кэрнс «Спайк» Хьюз (октябрь 1908 — февраль 1987) — британский музыкант, композитор и аранжировщик, работавший в мире классической музыки и джаза. Его называют одним из первых британских джазовых композиторов. Позже он стал более известен как телеведущий и автор юмористических произведений.

Хьюз родился в Лондоне, был сыном ирландского композитора, писателя и коллекционера песен Герберта Хьюза и правнуком скульптора Сэмюэля Пеплоу Вуда. Его детство, проведенное в основном с матерью Лилиан Мичем (1886-1973), психиатром, принимавшем пациентов на Харли-стрит, включало в себя постоянные путешествия по Франции и Италии, а также более спокойный период обучения в школе Perse в Кембридже. В 1923 году, в возрасте 15 лет, юноша провел длительное время в Вене, изучая композицию у Эгона Веллеша. Во время пребывания там он утверждал, что посетил оперу около 450 раз, всегда стоя в задней части галереи с партитурой в руках. Он также начал писать свои первые музыкальные критические статьи для лондонской газеты «The Times». И он впервые услышал джаз - в баре «Вайнберг» на Вайбурггассе – выступала группа под руководством трубача Артура Бриггса. Вернувшись в Великобританию в 1926 году, Хьюз исполнил сольную виолончельную сонату в Лондоне и написал музыкальное сопровождение для двух театральных постановок в Кембридже.

Его интерес к джазу стимулировало лондонское ревю «Черные дрозды» с Флоренс Миллс и Эдит Уилсон в главных ролях в сентябре 1926 года. Этот энтузиазм он разделял со своими друзьями, композиторами Константом Ламбертом и Уильямом Уолтоном, и дирижером Хайамом Гринбаумом. Хьюз обучился игре на контрабасе (используя упор для контрабаса1), сделанный из жести; именно из-за этого упора которого он и получил свое прозвище) и создал свою собственную джазовую группу в 1930 году. Группа была одной из первых, кто подписал контракт с английской компанией Decca Records, и в период с 1930 по 1933 год было записано более 30 сессий.

Хьюз записывался в художественной галерее Ченил2) ,Кингс-роуд, Челси, а в апреле 1930 года уговорил гастролировавшего Джимми Дорси приехать в Челси для нескольких сессий. Эти записи были использованы в качестве основы для «наспех собранного» джазового балета «High Yellow», поставленного Обществом «Камарго»3) в лондонском театре Savoy в июне 1932 года. Хореографию к балету написали Фредерик Эштон и Бадди Брэдли. Название происходит от некогда широко распространенного, а ныне дискредитированного термина high yellow, описывающего смешанное черно-белое происхождение.

С 1931 года Хьюз регулярно выступал с оркестром Джека Хилтона. Но кульминацией его джазовой карьеры стал визит в Нью-Йорк в 1933 году, где он организовал три сессии звукозаписи с участием членов оркестров Бенни Картера и Луиса Рассела, Коулмена Хокинса и Генри «Реда» Аллена из группы Флетчера Хендерсона. Все записанные композиции были преимущественно собственными композициями Хьюза. Большинство из них не были выпущены в Америке в то время, но сейчас считаются классикой своей эпохи. Чарльз Фокс особенно выделяет «Arabesque» с ее чередующимися темами. Сам Хьюз подробно рассказывает об этих сессиях в своих автобиографических книгах.

В некоторых его джазовых произведениях прослеживается влияние ирландских народных мелодий и его отца Герберта Хьюза (Donegal Cradle Song). Другие композиции явно вдохновлены творчеством Дюка Эллингтона («Гарлемская симфония», впервые опробованная на фортепиано Уильяма Уолтона в доме № 2 по Карлайл-сквер). Хьюз, вместе с Константом Ламбертом, познакомился с Эллингтоном, когда тот был в Лондоне в 1933 году.

После нью-йоркских записей Хьюз перестал выступать с джазом. Он оркестровал и дирижировал шоу Чарльза Б. Кокрана и (используя псевдоним «Майк») писал джазовые обзоры для «Melody Maker» (1931-1944), «The Daily Herald» (1933-1936) и «The Times» (1957-1967), а также содействовал выступлениям и записи американских групп в Англии. Кроме того, он писал радиопьесы в сопровождении собственных музыкальных партитур для BBC, такие как «Никки делает новости» (1937). Он снова стал интересоваться оперой и классической музыкой, сочиняя и исполняя музыку, дирижируя театральным оркестром BBC и сочиняя собственные оперы, включая «Золушку» (1938) и «День святого Патрика» (1947) для BBC Television (возможно, это были первые телевизионные оперы), а также мюзикл «Фрэнки и Джонни», показанный по телевидению в 1950 году.

Хьюз был одним из первых музыкальных критиков, посетивших ранние спектакли ежегодного оперного фестиваля в Глайндборне в 1934 году. В последующие годы он внес большой вклад в развитие Глайндборна, в том числе писал программные заметки, готовил субтитры для телевизионных представлений и написал первую историю Глайндборнской оперы, которая была опубликована в 1965 году.

Помимо того, что Спайк Хьюз был писателем, постоянным телеведущим и критиком, работавшим для BBC, он увлекался путешествиями и вкусной едой. «Не сезон» (Out of Season, 1955) – это путевой очерк, описывающий зимнее путешествие на поезде и корабле из Лондона на Сицилию, с посещением Вены, Венеции, Милана, Пармы, Флоренции, Неаполя, Палермо, Катании, Генуе, Турина и Дьеппа. Это путешествие также послужило материалом для написания его следующей книги «Великие оперные театры» (1956). Два тома автобиографии особенно ценны тем, что в них содержится информация о его современниках. В промежутках между более серьезными работами Хьюз выпускал серию исследований «Искусство грубой рыбалки» (Coarse Fishing4)) которая открылась книгой «Искусство грубой игры в крикет» в 1954 году, а затем последовали книги «Искусство непростого путешествия...», «Искусство непростого …садоводства», «Искусство непростой игры в бридж», и подобные книги о кулинарии и развлечениях.

Спайк Хьюз был трижды женат. В 1955 году со своей третьей женой Чармейн (урожденной Финч Нойес) он переехал из Лондона в фермерский дом XVII века в Рингмере, Сассекс, недалеко от Глинда, где жили до его смерти в 1987 году. Супруга музыканта пережила его и умерла в 2003 году.

 

1)Spike (англ.) – упор для крупных смычковых инструментов
2)Галерея Chenil была британской художественной галереей, а иногда и музыкальной студией в Челси, Лондон, между 1905 и 1927 годами, а позже местом расположения различных предприятий
3)Camargo Society – Общество Камарго было лондонским обществом, которое создавало и производило балет в период с 1930 по 1933 годы, предоставляя возможности британским музыкантам, хореографам, дизайнерам и танцорам. Его влияние было огромным несмотря на недолгое существование.
4)Грубая рыбалка (Coarse fishing) — фраза, обычно используемая в Великобритании и Ирландии. Это относится к ловле «грубой» рыбы, то есть видов рыб, которые считаются нежелательными в качестве пищевой или промысловой рыбы.

По материалам публикаций