18.12.2023

Звезды джаза. Флетчер Хендерсон

Сегодня, в день рождения Флетчера Хендерсона, американского пианиста, аранжировщика и композитора, сыгравшего важную роль в развитии оркестрового джаза и свинговой музыки, в рубрике «Звезды джаза» – рассказ о жизни музыканта и новая подборка музыкальных композиций в его исполнении.

Флетчер Хендерсон родился 18 декабря 1897 года. Его отец был директором высшей промышленной школы для чернокожих, а мать пианисткой и учительницей музыки. В шесть лет Хендерсон начал учиться классической игре на фортепиано. В университете Атланты Хендерсон специализировался в области химии и математики. В 1920 году он приехал в Нью-Йорк, надеясь найти работу по специальности. Но его карьера химика не состоялась. Единственным доступным способом зарабатывать на жизнь для Флетчера стала работа в музыкальной компании «Pace-Handy», где он выступал «демонстратором песен» (обычно это были пианисты и/или вокалисты, исполнявшие музыку для покупателей в нотных магазинах, чтобы те лучше представляли, что покупают). Владелец компании вскоре организовал лейбл «Black Swan», и Хендерсон, который хотя и умел играть на фортепиано в разных стилях, но делал это лишь на базовом уровне, в большей степени проявил себя как прекрасный организатор. Он формировал группы с разным составом, чтобы аккомпанировать блюзовым певцам (особенно часто он работал с Этель Уотерс и Бесси Смит).

В 1923 году Хендерсон организовал свой первый собственный ансамбль, в котором в 1924-1925 годах играл Луи Армстронг, Коулмен Хокинс и другие популярные в то время исполнители. Оркестр Хендерсона в основном играл произведения «в стиле блюз», так как на блюзы тогда был большой спрос, а также традиционные эстрадные мелодии, такие, как «Linger Awhile», которую он записал в 1924 году. Музыканты успешно выступали и имели постоянных поклонников. Оркестр записывался на пластинках в фирмах грамзаписи довольно часто, это принесло ему еще большую известность. В 1924 году, после размолвки с администрацией «Клаб Алабам», Хендерсон и его оркестр перешли в танцзал «Роузленд». Для оркестра Хендерсона зал «Роузленд» был постоянным местом работы на протяжении десяти лет. За этот период оркестр стал полноценным джазовым коллективом.

В 1927-1928 годах оркестр Хендерсона переживал время своего расцвета, или, так называемый, классический период творчества. Хендерсон постоянно повышал класс исполнителей. Благодаря превосходным музыкантам и накопленному опыту оркестр звучал чисто и слаженно, а его солисты стали одними из лучших в джазе. Самые востребованные пьесы тех дней, такие, как «Hop Off», «Stockholm», «Swamp Blues», оркестр исполнял в яркой свинговой манере. К 1931 году оркестр сделал такие известные записи, как «House of David Blues», «Radio Rhythm» и «Just Blues». Хендерсон иногда и сам делал аранжировки. Запись «Just Blues» демонстрирует талант Хендерсона-аранжировщика. Этот блюз построен на перекличке оркестровых групп и солистов, у которых есть возможность блеснуть своим мастерством. Тромбонист Дикки Уэллс, игравший в этот период в оркестре, рассказывает: «Флетчер писал так, словно музыка рождалась сама собой. Нужно было только играть по нотам, а свинг уже был заложен в обработке. Он не писал слишком высокие партии — не любил «визга», — музыка его искрилась изнутри».

Хотя группа Флетчера Хендерсона была очень популярна, он не слишком успешно ею руководил. Его считали хорошим аранжировщиком, а его обработки были очень популярны. В дополнение к своей собственной группе он аранжировал музыку несколько других групп, в том числе группы Тедди Хилла, Ишема Джонса и суперпопулярного Бенни Гудмана. Карьера Хэндерсона была очень успешной, но в 1928 году он попал в автокатастрофу, сломал левую руку и получил травму головы, после чего стал хуже видеть. В 1930-е годы Хэндерсон делал аранжировки для Гудмена, превратившегося в «короля свинга» во многом благодаря хитовым оркестровкам («King Porter Stomp», «Sometimes I’m Happy», «Blue Skies») и композициям Флетчера («Down South Camp Meeting», «Wrapping It Up»). В 1936-1937 годах биг-бенд Хендерсона оттеснили другие, коммерчески более успешные, оркестры, и в 1939 году коллектив распался. Хендерсон несколько раз пытался собрать группу, но безуспешно.

В 1950 году Хендерсон перенес инсульт, который привел к частичному параличу. Это положило конец его карьере пианиста. Музыкант умер в Нью-Йорке в 1952 году.

В 54 года его жизни уместилось множество важных событий. Хендерсон был первым, кто стал создавать настоящие биг-бэнды, а его аранжировки вызвали огромный интерес к джазу среди самой широкой музыкальной аудитории. Музыкант занимает почетное место в джазовой музыкальной культуре, его даже можно назвать катализатором музыкальных идей эпохи свинга.

 

Источники:
https://www.jazzmap.ru/band/fletcher-henderson-fletcher-henderson.php
https://kineshma.net/Fletcher-Henderson-7066
https://design.wikireading.ru/hO7aX6RGQK
https://proza.ru/diary/karievaraufa/2018-08-11