21.11.2023

Звёзды джаза: Коулмен Хокинс

Сегодня, в день рождения Коулмена Хокинса (21.11.1904-19.05.1969), американского джазового музыканта, патриарха джазового тенор-саксофона, в рубрике «Звезды джаза» – рассказ о жизни музыканта и новая подборка музыкальных композиций в его исполнении.

Биограф Хокинса, Скотт Дево, очень точно подметил, что Хок совершил одну из важнейших революций в джазе: он перенёс фокус внимания слушателей с мелодии, с продукта исполнения — на процесс исполнения, сделав именно процесс игры, ход импровизационного развития материала главным событием, развёртывающимся перед слушателем.

Хокинс родился в Сент-Джозефе, штат Миссури. Мальчика назвали Коулмен в честь девичьей фамилии его матери Корделии. Именно мать, неплохо игравшая на органе, стала давать ему уроки фортепиано с пяти лет. В семь он начал играть на виолончели. В девять ему подарили на день рождения тенор-саксофон, и он влюбился в этот инструмент. В выпускном классе школы в 1921 году он играл в школьном оркестре, где был единственным чернокожим участником.

С модной тогда музыкой рэгтайм  Коулмен познакомился благодаря первым выпущенным пластинкам. Классическую музыку он слушал на концертах, куда его водила мама. Он посещал музыкальную школу и колледж, старательно занимаясь не только исполнительским мастерством, но также и теорией, гармонией и композицией.

Первый крупный концерт Коулмена Хокинса состоялся в составе оркестра «Jazz Hounds» Мэми Смит в 1921 году, с ними же он стал сотрудничать на постоянной основе с апреля 1922 года и гастролировал по 1923 год. А в 1924-м Коулмен Хокинс он уже перебрался в Нью-Йорк, где вошёл в состав лучшего афроамериканского оркестра тех лет — биг-бэнда Флетчера Хендерсона. В это время к оркестру примерно на полтора года присоединился лучший джазовый солист той эпохи — трубач Луи Армстронг. Под влиянием фразировки и импровизационного мышления Луи Армстронга молодой саксофонист Коулмен Хокинс сформировал во второй половине 20-х истинно джазовую манеру игры на саксофоне. В оркестре Флетчера Хендерсона саксофонист работал до 1934 года и за эти десять лет вырос в сильнейшего тенор-саксофониста своего времени. В 1934-м году он уехал в Европу и выступал там в разных странах, главным образом в Англии и Франции, на протяжении пяти лет. В Европе он по большей части был featured soloist, главным героем вечера, и играл протяжённые, развёрнутые инструментальные соло в сопровождении, как правило, небольшого аккомпанирующего состава. Этот опыт сформировал совершенно нового Хокинса — мыслителя, импровизатора, звезду.

Когда 31 июля 1939 года Хокинс вернулся в Нью-Йорк, здесь был уже новый «величайший саксофонист» — Лестер Янг из оркестра Каунта Бэйси. Это был достойный соперник, тоже талантливый импровизатор и новатор игры на саксофоне. По обычаю того времени, буквально через неделю после возвращения Хокинс вызвал Янга на «битву» (battle), инструментальную дуэль — кто кого переиграет.  Дуэль не выявила однозначного победителя, но критики из журнала «DownBeat» утверждали, что победил Хокинс.

Итог этого периода подводит легендарная запись стандарта «Body and Soul», которую Хокинс сделал 11 октября 1939 года. Эта запись открывает новую эру в джазовой импровизации, эру, когда основным материалом импровизатора становится не столько мелодия, сколько гармония, соотношения аккордов, и каждый из звуков аккорда может стать существенной частью импровизации солиста. Хокинс демонстративно отказывается от изложения темы, сделав только намёк на неё в первых четырёх тактах, и сразу начинает импровизировать. «Body and Soul» Коулмена Хокинса в варианте 1939 года — это одна из первых коммерчески успешных джазовых записей, которая состоит только из продолжительной виртуозной импровизации одного солиста. Впервые талант и значимость исполнителя-виртуоза становятся важнее, чем материал, написанный композитором.

В 1941 году Хокинс играет в группе Каунта Бэйси, в середине 40-х он играет с Тедди Уилсоном и Роем Элдриджем. Благодаря своим новациям Хокинс, оставаясь ещё внутри свинговой идиомы, проложил дорогу импровизаторам следующего джазового поколения и нового стиля, бибопа. Более того, в середине 40-х годов он сам активно играл с молодыми бибоперами — Телониусом Монком, Майлзом Дэйвисом, Диззи Гиллеспи и Максом Роучем. В 1948-м году Коулмен Хокинс записал «Picasso», одну из первых пьес для саксофона без аккомпанемента.

В 50-е и даже 60-е годы он выступал и записывался с тенор-саксофонистами уже следующих джазовых поколений, Сонни Роллинзом и Джоном Колтрейном, которые почтительно к нему относились и признавались в колоссальном влиянии, которое он оказал на них.

Продюсером пластинки «The Genius Of Coleman Hawkins» (1957) выступил Норман Грани. Изначально пластинка была задумана как клубное выступление, которое можно слушать дома. Все вещи за исключением одной написаны в среднем и балладном темпах. В большинстве это популярные песни, мастерски пропетые Хокинсовским саксофоном с его выразительной логикой и проникновенным субтоном «Я гадал по луне»; «Кто-то любит меня»; нежным и мужественным в нижнем регистре «Здесь нет тебя». 

Хокинс я в 1957-м году выступил на Newport Jazz Festival и записал «Coleman Hawkins Encounters Ben Webster» с другим тенор-саксофонистом Беном Уэбстером (Ben Webster).

В 1960-е Коулмен Хокинс начал сильно пить и его записи пошли на убыль. Тем не менее, ему удалось записать несколько заметных альбомов с такими музыкантами, как Дюк Эллингтон (Duke Ellington) и другими. Его концертирующий квартет в 1960-е годы состоял из великого пианиста Томми Фланагана (Tommy Flanagan), басиста Мэйджора Холли (Major Holley) и барабанщика Эдди Локки (Eddie Locke).

Последняя запись Хокинса была сделана в 1967-м году. Музыкант ушёл из жизни 19 мая 1969 г., причиной была бронхиальная пневмония. Он похоронен на кладбище Woodlawn в Бронксе.

Источники:
https://design.wikireading.ru/hoZ9GTQyVh
https://www.jazz.ru/2019/11/21/coleman-hawkins-115/
https://dzen.ru/a/YPnkkZAeuhsXNbXL
https://pro-jazz.com/coleman-hawkins.html
https://www.last.fm/ru/music/Coleman+Hawkins/+wiki
https://www.liveinternet.ru/users/4673024/post272183677