20.06.2024

Предмет из коллекции музея «Собрание» – на выставке «Журнал красивой жизни»

И устарела старина,
И старым бредит новизна
А.С. Пушкин


С 20 июня по 6 октября 2024 года в Музее русского импрессионизма проходит выставка «Журнал красивой жизни» о первом отечественном глянце «Столица и усадьба», выходившем с 1913 по 1917 год и адресованном аристократической и светской публике. В состав экспозиции вошли произведения, описанные или упомянутые на страницах журнала, что позволит посмотреть на русское искусство через призму вкусов и предпочтений элиты начала XX века. Посетители увидят живописные и графические работы Исаака Бродского, Николая Фешина, Александра Маковского, Анны Остроумовой-Лебедевой и других мастеров.

В программе журнала «Столица и усадьба» значилось: «Красивая жизнь доступна не всем, но она все-таки существует». Эта жизнь представала перед читателями калейдоскопом балов, светских праздников и загородных имений. С разворотов издания смотрели политики и спортсмены, предприниматели и аристократы, утонченные дебютантки и их статусные поклонники и даже породистые домашние питомцы. Эти сюжеты органично уживались на страницах с обзорами вернисажей и рецензиями на выставки, обложку каждого из 90 номеров украшали цветные репродукции работ признанных мастеров прошлого и современных художников.

Разделы выставки отсылают к разным рубрикам журнала.
Так, например, предмет, предоставленный музеем «Собрание» – «Донские казаки-фуражиры» работы Евгения Лансере, иллюстрирует статью «Патриотическая выставка картин “Война”», опубликованную в 28-м номере (1915) журнала. Постоянный автор Сергей Кондаков, последовательно перечисляя выставленные произведения и их авторов, о скульптурной части упоминает в последнем абзаце: «Среди немногочисленной скульптуры большинство произведений посвящено кавалерийским подвигам наших казаков – работы Н. Николаева, А Снигиревского и Е. Лансере».

Работа «Донские казаки-фуражиры» была создана в 1877-1878 гг.; в 1878 г. Ф. Шопен получил патент на её отливку.
На овальном основании, «земле» изображены три казака верхом на крепких, выносливых скакунах, которые остановились на берегу небольшой речушки. В центре композиции – пожилой казак. Его поза расслаблена, на коленях лежит ружьё и фуражка. Он покуривает маленькую трубочку, спокойно наблюдая за молодыми казаками, оживленно обсуждающими недавние события.

В этой работе скульптор мастерски передал особенности внешности казаков, национальные черты, детали снаряжения, запасы продовольствия, размещенные у седел. Моделировка выполнена резкими отрывистыми мазками.
С особой точностью изображены лошади донской породы, родиной которых считаются южно-русские степи, примыкающие к Дону. Скульптор прекрасно знал особенности лошадей этой породы. 
Сложная многофигурная композиция значительных размеров представляла особые трудности при отливке, но литейщики бронзолитейного предприятия Феликса Шопена прекрасно справились с задачей.

Композиция в бронзе, как и другие произведения Лансере, представленные на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве в 1882 г., вызвала восторженные отзывы критики.
В.В. Стасов относил данную композицию к числу наиболее удачных произведений скульптора.

В экспозиции представлено почти 100 произведений из 44 государственных и 12 частных собраний — проект объединил рекордное для музея количество художественных коллекций от Калининграда до Томска. Участие в проекте принимают Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей, Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им. С. Д. Эрьзи, музей «Собрание» и другие.

Поздравляем наших коллег – команду Музея русского импрессионизма, с открытием новой выставки!

На обложке: Донские казаки-фуражиры. Лансере Е.А.; Фабрика Ф.Ю. Шопена. Композиция, 1877-1878

По материалам публикаций

  • www.rusimp.su/ru/exhibitions?id=44
  • Дементьева Л.А. Евгений Лансере, Альбом скульптурных моделей. «Государственный исторический музей», 2011 г.