20.05.2024

Международный день пчел: песня «Жужжат пчелы» в Фонотеке музея

С древних времен жизнь человека связана с пчелами. Добывание меда было одним из средств его существования. Отзвуки этого дошли до нас в мифах и легендах, а также в виде изображений пчел на сводах пещер, чашах, сосудах и монетах.

Люди начали охоту за медом, по меньшей мере, 10000 лет назад.* Об этом свидетельствует пещерная живопись в Валенсии, Испания. Со временем практически во всех древних культурах мед был важным продуктом питания, а воск широко использовался в быту.

В Древнем Египте пчелу почитали и изображали на обелисках. Объединивший Нижний и Верхний Египет фараон Минос, избрал эмблемой Нижнего Египта пчелу. Египтяне на своих прошениях фараону, рисовали пчелу как символ преданности. Они видели в пчелах образец самоотверженности, бесстрашия, презрения к смерти, опасности, а также блюстительниц идеальной чистоты и порядка. Египетские фараоны носили титул Повелителя пчел. Согласно верованиям египтян, душа, покидая человеческое тело, превращается в пчелу. Поэтому на гробницах первой династии фараонов находят изображения пчел, а в их усыпальницах – сосуды с медом. Изображения ульев обнаружены и на могилах других египтян. Из египетской мифологии известно, что мед и воск широко употреблялись при торжественных жертвоприношениях и бальзамировании умерших.

В Индии – стране древнейшей культуры, найдено множество свидетельств интереса к пчелам. Индийское название пчелы – «медхукара», то есть «делающая мед». О ней упоминается в мифах, песнях и старинных сводах законов. Индийский бог солнца – Вишну изображается в виде маленькой пчелы, отдыхающей в чаше цветка лотоса, и о нем говорится, что там, где ступит его нога – потечет мед. Бог Кришна изображался с летающей над головой голубой пчелкой. Бог любви Кама, носит лук из сахарного тростника, тетива которого состоит из цепи пчел. Это символ сладких страданий, причиняемых стрелой любви.

В языке некоторых африканских племен множественность предметов подчеркивается сравнением с пчелами. Для того чтобы сказать, что у человека много скота, там говорят: «У него скота, как пчел в рое» или «число его коров подобно пчелиному соту». Мёд в народной индийской медицине применялся для омолаживания одряхлевших вождей и их лечения, так как считалось, что он обладает магическими свойствами.

Некоторые народы Среднего Востока имеют обычай устанавливать ульи на могилах людей, которые при жизни отличались храбростью. Существует несколько объяснений этому. Считается, что пчелы будут охранять могилу так же тщательно, как охраняли свои соты, или, что пчелиный рой обеспечивает умершего пищей, необходимой для путешествия на тот свет. Чаще всего считали, что пчелы символизируют бессмертие. Подобно духам или ветру, которые меняют свое место, но никогда не умирают. У многих народов существовал обычай извещать обитательниц улья о том, что кто-нибудь в семье из хозяев умер. Считалось обязательным обращаться к пчелам в самой дружественной форме, не скупясь на ласковые слова, так как они могут обидеться и покинуть улей.

Арабское название пчелы «нехлет» означает «дар божий». Согласно персидским сказаниям, пчелы сидят на губах божества истины и веры – Митнаса, и он сразу узнает лжеца и накажет его.

Богата и разнообразна древнегреческая мифология. В ней наряду с богами, часто упоминаются пчёлы. Известно, что пищей бессмертных олимпийских богов служила амброзия, а напитком – нектар. «Божественный нектар», несомненно, можно отождествить с цветочным нектаром, а амброзию – с цветочной пыльцой.

Во время пиров на Олимпе, вокруг пирующих снуёт прекрасная пара: богиня молодости Геба и юноша Ганимед. Они разносят амброзию удивительной сладости, тающую во рту. Она дает всему телу силу, умиротворенность духа, бессмертие души. В золотых кубках подаётся нектар. Лидийский царь Тантал – сын Зевса, не раз бывал по воле богов на Олимпе, пировал с ними за одним столом. И Тантал возгордился, стал считать себя равным им. Возвращаясь с Олимпа, он брал с собой пищу богов – амброзию и нектар – и угощал ими своих друзей, пируя у себя во дворце. За это боги жестоко наказали его.

Богиня Деметра, покровительствуя царю Келею, воспитывала его сына Демосфонта. Желая сделать юношу бессмертным, она натирала его амброзией и закаляла в огне.

Пчелы в понятии древних народов, всегда относились к атрибутам божественного. Так, эмблемами Зевса были орел и пчела. Греческая мифология рассказывает, что Зевса родившегося на Крите и воспитывавшегося в пещере, вскармливали молоком божественной козы и нектаром. Золотая колыбель Зевса стояла в Идейском гроте. Вся природа окружила любовью колыбель нового бога. Голуби с берегов океана приносили ему амброзию, каждый вечер прилетал орел, неся в когтях кубок с нектаром, пчелы собирали для него сладчайший мед и охраняли вход в пещеру. Когда смертные проникли в пещеру Зевса, чтобы похитить мёд, на них напали пчёлы.

Согласно мифологии, пчеловодство Греции тесно связано с именем Аристея. В прекрасный солнечный день Аполлон встретил девушку редкой красоты – Кирену, в которую влюбился и сделал своей женой. Сына они назвали Аристеем. По традиции Аполлон отдаёт новорожденного нимфам. Они научили Аристея искусству возделывания земли и пчеловодству. Став взрослым, Аристей захотел поделиться с людьми обретенными знаниями. С этой целью он посещает остров Кеос (Кея) в южной части Эгейского моря, где обучает местных жителей пчеловодству. Позже, чествуя память Аристея, жители Кеоса отчеканили монету с его изображением.

В жизни земледельцев Италии пчела играла настолько важную роль, что они избрали ей особую покровительницу в лице богини Меллоны.
В Римской империи мёд можно было использовать вместо денег, чтобы платить налоги.

Согласно французским и швейцарским народным поверьям, пчёлы – души умерших. Благородные особы украшали свой герб изображением пчелы, символизирующей трудолюбие и порядок.

Северный эпос связывает миф о происхождении священного мёда, дающего силы, поэтическое вдохновение и мудрость с именем одного из главных богов - Одина, который добыл мёд у великанов. Древние викинги, шедшие в бой, верили в то, что в Вальхалле (жилище эйнхериев – павших в бою храбрых воинов) их ждёт неиссякаемое медовое молоко козы Хейдрун, а в сагах говорится, что за столом отца героев – Вотана – избранные получат из рук Валькирии рог с дивным мёдом.

В Америке у племени майя был бог пчёл Амузенка (Ah Muzen Kab), изображения которого находят на настенных украшениях архитектурных памятников. Индейцы майя поклонялись и другим богам, считавшимся покровителями пчёл. Они принимали все меры предосторожности, чтобы не причинять вреда пчелам при работе с ними, а если пчела погибала, они заворачивали ее в листок и хоронили. Из воска готовили свечи, которые использовали в качестве приношения богам. В поговорке латиноамериканских народов говорится, что пчелу создали ангелы. Согласно преданию, великий дух Маниту создал пчёл из людей племени индейцев, которые отличались большим трудолюбием, а ленивых превратил в мух.

В основных религиях мёд также неоднократно упоминается:
В индуизме, мёд (Madhu) является одним из пяти эликсиров бессмертия. В храмах мёдом поливают божеств в ритуале под названием Madhu abhisheka. В индуистских древних книгах – Ведах – говорится о мёде как о лечебном и диетическом продукте.
В буддизме мёд играет важную роль в фестивале Madhu Purnima, проводимом в Индии и Бангладеш. Этот праздник символизирует тот день, когда Будда удалился от людей в дикую местность, чтобы внести мир между двумя ссорящимися фракциями учеников. Согласно легенде, обезьяна и слон накормили его в это время фруктами и мёдом.
В еврейской традиции, мёд является символом нового года – Рош а-Шана. Для праздничной трапезы на Рош а-Шана обязательными являются яблоки и мёд – кусочек яблока, обмакнув в мёд, съедают в начале трапезы, «чтобы год был сладким и счастливым».
В христианском Новом Завете (Матфея 3:4) говорится, что Иоанн Креститель жил долгое время в пустыне, на диете, состоящей из саранчи и дикого мёда.
В исламе существует целая сура в Коране – аль-Наль (Медовый). Пророк Мухаммед настоятельно рекомендует мёд в лечебных целях. Коран поощряет мёд как питательный и полезный продукт.

Сегодня, в международный день пчел, предлагаем вам послушать песню «Жужжат пчелы», оцифрованную с граммофонной пластинке, представленной в разделе коллекции музея «Музыкальные носители». Слова этой песни написал русский и еврейский поэт и прозаик Эммануил Казакевич (1913-1962). Музыку – композитор Лев Ямпольский (1989-1972). Исполняет песню – Маша Гордон.
Песня была написана для пьесы Казакевича «Молоко и мед», поставленной в 1940-м году в Биробиджанском государственном еврейском театре на идише. Это шуточная песня, посвященная рабочим пчелам пасечника Шаи Кавалерчика – одного из персонажей комедии. 

Уже в наше время песня стала доступна русскоязычной аудитории: по просьбе Николая Бородулина литературный перевод «Бинен жумен» сделал известный исполнитель, переводчик песен, филолог Псой Короленко.

Марина (Маша) Гордон (1917—2013) — советско-американская эстрадная певица (колоратурное сопрано), известная исполнением песен современных композиторов и поэтов на идише. С середины 1950-х годов — артистка Мосгосэстрады. Впервые с репертуаром еврейской песни, вновь разрешённой в СССР после длительного перерыва, выступала в 1956 году на сценах московских театров.

На обложке: Ювелирный набор «Медведь и королева пчел». Луис Альберто Куиспе Апарисиo. Бразилия. 2019 год (фрагмент)

 

*«Археология пчеловодства», Ева Крейн — руководитель Международной научно-исследовательской ассоциация пчеловодов

По материалам публикаций