15.10.2023

Фотоальбом работ Михая Зичи к дню рождения художника

Венгерского живописца и графика Михая Зичи (1827-1906), более 50 лет «прослужившего» в России, называют «художником четырёх российских императоров». По случайному стечению обстоятельств судьба Михая Зичи оказалась теснейшим образом связана с Россией. В январе 1848 года Зичи приезжает в Петербург. Молодой талантливый живописец, прирожденный рисовальщик, человек любознательный, интересующийся всеми видами изобразительного искусства, он довольно быстро приобретает известность в аристократических кругах Петербурга.

30 апреля 1858 года Михаил Александрович Зичи, как его уже давно называли в Петербурге, был возведен в звание академика акварельной живописи. Спустя год, 30 мая 1859 года, император Александр II «пожаловал академику Михаилу Зичи звание живописца Его Императорского Величества с причислением его к Императорскому Эрмитажу». 10 февраля 1860 года последовало еще одно распоряжение царя – предоставить Зичи для мастерской комнату в нижнем этаже Нового Эрмитажа. В 1863 году «Император пожаловал академика Зичи за исполнение восьми больших рисунков для хромолитографий и десяти гравюр для текста следующих к изданию описания «Священнейшего Коронования Их Величеств» кавалером ордена Св. Станислава II степени.

События государственного значения – приезды германского императора, персидского шаха, приемы посольских депутаций, сцены обручения и свадьбы наследника, рождение и крещение великого князя (будущего Николая II), военные смотры, парады, равно как и развлечения царского семейства и приближенных к нему лиц – спектакли, костюмированные балы, игры в шарады и особенно царские охоты с их разработанным ритуалом действий каждого участника – все является предметом тщательного изображения художником.

Михай Зичи редко пользовался масляными красками. Для быстрой фиксации событий на месте требовался более подвижный язык графических средств. Блестящая память помогала художнику вспомнить то, что не успевала запечатлеть рука. Гибкими, ломкими, мелкими штрихами, или плавными линиями карандаша художник передает сложные повороты фигур в движении и позы – от величественных до карикатурных. Большое место в творчестве Зичи (вне работ при Дворе), особенно в последние десятилетия жизни в Петербурге, занимали иллюстрации и станковые графические листы. Одни связаны со своеобразной интерпретацией литературных произведений, другие рождены склонностью художника к историко-аллегорическим концепциям; порою и то, и другое объединялось вместе.

К дню рождения талантливого живописца и графика мы подготовили фотоальбом, в котором представлены некоторые работы Михая Зичи, хранящиеся в разделе «Графика» коллекции музея «Собрание».


Литература:
А.С. Кантор-Гуковская - При дворе русских императоров Произведения Михая Зичи из собраний Эрмитажа. LibKing.Ru