22.05.2022
Музыкальная подборка к дню рождения Рихарда Вагнера
«В каком-то величавом одиночестве стоял Вагнер, этот гениальный человек,
от подавляющего воздействия которого не ушёл ни один
из европейских композиторов второй половины нашего столетия».
П.И. Чайковский
Сегодня, в день рождения великого немецкого композитора, дирижера и музыкального критика Рихарда Вагнера, в нашей Фонотеке размещена новая музыкальная подборка.
Вильгельм Рихард Вагнер (1813-1883) был крупнейшим реформатором оперы, оказавшим значительное влияние на европейскую музыкальную культуру, в особенности на развитие оперных и симфонических жанров.
В гораздо большей мере, чем все европейские композиторы XIX века, Вагнер рассматривал своё искусство как синтез и как способ выражения определённой философской концепции. Из этой концепции проистекают две основополагающие идеи. Первая -- искусство должно твориться сообществом людей и принадлежать этому сообществу. Воплощение второй идеи — это созданная Вагнером новая оперная форма «музыкальная драма». Именно её создание и стало целью творческой жизни Вагнера. По Вагнеру, музыкальная драма — произведение, в котором осуществляется романтическая идея синтеза искусств (музыки и драмы), выражение программности в опере. Для осуществления этого замысла Вагнер отказался от существовавших в то время традиционных оперных форм. Стараясь приблизить оперу к жизни, Вагнер пришёл к идее сквозного драматургического развития — от начала до конца не только одного акта, но и всего произведения и даже цикла произведений (все четыре оперы цикла «Кольцо нибелунга»). Кроме того, Вагнер полностью отказался от отдельных номеров в пользу больших сквозных вокально-симфонических сцен, перетекающих одна в другую, а арии и дуэты заменил на драматические монологи и диалоги. Увертюры Вагнер заменил прелюдиями — короткими музыкальными вступлениями к каждому акту, на смысловом уровне неразрывно связанными с действием. Внешнее действие в поздних вагнеровских операх (в особенности, в «Тристане и Изольде») сведено к минимуму, оно перенесено в психологическую сторону, в область чувств персонажей. Вагнер считал, что слово не способно выразить всю глубину и смысл внутренних переживаний, поэтому, ведущую роль в музыкальной драме играет именно оркестр, а не вокальная партия. Последняя целиком подчинена оркестровке и рассматривается Вагнером как один из инструментов симфонического оркестра. В связи со спецификой вокала в оперной музыке Вагнера (исключительная протяжённость, обязательное требование драматического мастерства, эксплуатация предельных регистров тесситуры голоса) в сольной исполнительной практике установились новые стереотипы певческих голосов — вагнеровский тенор, вагнеровское сопрано и т. д.
Вагнер придавал исключительное значение оркестровке и симфонизму. Оркестр Вагнера сравнивают с античным хором.
Литературное наследие Рихарда Вагнера огромно. Наибольший интерес представляют его работы по теории и истории искусства, а также музыкально-критические статьи. Сохранилось обширное эпистолярное наследие Вагнера и его дневники, а также мемуарный труд «Моя жизнь».
Более подробно о творчестве композитора - в разделах "Авторы" и "Тематические статьи".
А. Ф. Лосев Исторический смысл мировоззрения Рихарда Вагнера
Борис Толчинский Мифологический колосс Вагнера сплотил нацию
Энциклопедия юного музыканта / Игорь Куберский, Е. В. Минина. — СПб.:ООО «Диамант», 2001, 576 с.
Сидоров А. А. Вагнер — 1934 год. — 272 с. (Жизнь замечательных людей)