31.03.2022

К 150-летнему юбилею великого импресарио Сергея Дягилева

«Русские сезоны» Сергея Дягилева и особенно его балетная антреприза не только прославили русское искусство за рубежом, но и оказали большое влияние на мировую культуру. Одной из главных задач была для Сергея Дягилева популяризация русского искусства на Западе. Не менее важно было и включение русского искусства в общеевропейский художественный процесс.

В разделе коллекции «Русская скульптура» представлена скульптура «Фавн» (1913), созданная Серафимом Судьбининым (1867-1944). Тема и образное решение данной композиции подсказаны Судьбинину одним из лучших балетов дягилевских «Русских сезонов» -- «Послеполуденный отдых Фавна» на музыку Клода Дебюсси. Спектакль был поставлен с декорациями Леона Бакста (1893-1924). Главную партию исполнял солист «Русских сезонов» Вацлав Нижинский (1889-1950). Сергей Дягилев пригласил Вацлава Нижинского как ведущего танцовщика для участия в первом «Русском балетном сезоне» в Париже в 1909 году. В 1909-1913 годах Нижинский являлся ведущим солистом «Русских сезонов». Нижинский, поощряемый Дягилевым, попробовал свои силы и как хореограф. Его первая работа "Послеполуденный отдых фавна" (1912) поразила публику, которая не привыкла к хореографии, строящейся на профильных позах, угловатых движениях. Для следующих постановок Нижинского был характерен антиромантизм и противостояние привычному изяществу классического стиля.

К 150-летнему юбилею Сергея Дягилева мы представляем запись двух музыкальных номеров из балета «Пульчинелла» в исполнении симфонического оркестра под управлением Игоря Стравинского.
«Пульчинелла» – одно из интереснейших произведений в музыкальной культуре первой половины ХХ века, созданное поистине великими художниками-новаторами. Идея принадлежала Сергею Дягилеву, который после триумфа «русской» темы увлекся итальянской классикой. Музыкальная часть была написана Игорем Стравинским, переосмыслившим и создавшим новую аранжировку фрагментов музыки итальянских композиторов XVIII века Перголези, Галло, Паризотти и Кёлера. Хореографией занимался знаменитый русский балетмейстер Леонид Мясин, а декорации к премьере балета, состоявшейся в Париже в мае 1920 года, были выполнены по эскизам Пабло Пикассо. Сам Пикассо говорил, что «Дягилев сделал больше для распространения моей славы в международном масштабе, чем парижские экспозиции».

Судя по воспоминаниям современников, Дягилев не особенно церемонился с Пикассо. Первые наброски костюмов к «Пульчинелле» Дягилеву не понравились, и он крайне эмоционально потребовал от художника все переделать. Дягилев швырнул эти эскизы на пол, топтал их и, хлопнув дверью, ушел. Однако уже на следующий день русский импресарио был вынужден применить все свое обаяние, чтобы Пикассо его простил. Это сработало, и Пикассо сделал новые эскизы костюмов в том стиле, которого от него хотел Сергей Дягилев.