22.07.2020
Новая подборка маршей из музыкальной библиотеки музея «Собрание»
Мы подготовили новую подборку маршей, записанных на металлических дисках, хранящихся в музыкальной библиотеке музея «Собрание». Эти марши ежегодно исполняются на международном фестивале военных оркестров «Спасская башня» на Красной площади в Москве.
Среди произведений в подборке - Марш «Капитан» Джона Филипа Сузы – американского композитора и дирижера оркестров духовых инструментов, известного «короля маршей», а также изобретателя уникального медного духового инструмента – сузафона.
Марш записан на металлическом диске, который может воспроизводиться на некоторых дисковых музыкальных автоматах. Д.Ф. Суза оставил богатое творческое наследие – он написал 136 маршей, множество оперетт, вальсов и юморесок. Его музыка звучит на официальных мероприятиях в США. На концертах его марши вызывают бурю аплодисментов и восторженных криков «бис!». Музыка его до сих пор не устарела, несмотря на то, что Д.Ф. Суза родился в 1854 году. Д. Суза особенно дорог сердцу американцев не только как композитор, но и как патриот. Во время своих многочисленных гастролей с оркестром морской пехоты по странам Европы ему удалось разрушить распространённое в то время мнение, что в Америке нет достойной культуры.
Еще одно произведение, также записанное на металлическом диске - Марш из оперетты «Нищий студент» австрийского композитора и дирижера Карла Миллёкера. Наряду с Иоганном Штраусом и Зуппе, К. Миллёкер считается классиком венской оперетты XIX века.
Оперетту «Нищий студент», которая по праву стала одним из значительнейших явлений австрийской опереточной классики, композитор создал в 1882 году. Либретто ее, написанное опытными авторами Целлем и Жене, как это уже сложилось в венской традиции, заимствовано из французского источника — пьесы Викторьена Сарду «Фернанда». Действие происходит в древней столице Польши - Кракове в 1704 году в царствование Фридриха-Августа II Сильного, курфюрста Саксонии и короля Польши.
Легкомысленный сюжет, построенный на анекдоте, связан, однако, с очень серьезной темой — борьбой поляков за национальное самоопределение, за польского короля, против поработителей-саксонцев.
В веселом, непритязательном спектакле Миллёкер с большим мастерством использовал национальные ритмы и мелодические особенности, претворив их, с учетом специфики жанра оперетты, в законченные, четкие драматургические формы. Несмотря на кажущуюся серьезность и даже драматичность некоторых ситуаций (к примеру, тюремных сцен), музыка всегда радостна, легка, льется свободно и непринужденно, в ней пульсирует полнокровная народная жизнь, здоровая и оптимистичная.
Не менее интересное произведение в подборке - Марш «Marching Through Georgia – автор Генри К. Ворк.
«Marching Through Georgia» - это походная песня, написанная Генри Клеем Ворком в конце Гражданской войны в США в 1865 году. Название и текст этой песни навеяны «Маршем к морю», написанным генерал-майором армии США Уильямом Т. Шерманом в декабре 1864 года.
Песня стала широко популярной среди ветеранов армии северян после американской гражданской войны. Эта песня, которая поётся от лица солдата северянина и повествует о походе в Джорджию, где освобождённые рабы встречали солдат-северян с огромной радостью. После войны в некоторых частях юга Соединенных Штатов, и особенно в Джорджии, эта песня стала символом разрушения и подавления политического господства со стороны юнионистов по отношению к конфедератам.
Песня остается популярной среди духовых оркестров, а ее мелодия была адаптирована к другим популярным песням, включая противоречивый гимн футбольного клуба Глазго Рейнджерс «Billy Boys» и «Come In, Come In». Также звучала в фильме «Унесенные ветром». В Соединенном Королевстве эта мелодия лежит в основе гимна «Земля» («The Land»). Дэвид Ллойд Джордж использовал мелодию для своей предвыборной песни Джордж и Гладстон в своей первой избирательной кампании в 1890 году.
Английская версия песни была записана между 1901 и 1903 годами во время Второй англо-бурской войны. Эта версия, хотя и почти идентичная, включала альтернативные тексты и была выпущена как «Marching On Pretoria» звукозаписывающей лейблом Зонофон (Zonophone)*. На мелодию этого марша ещё не раз ссылались в кинематографе и музыке.
Заключительный марш в музыкальной подборке, сочиненный основоположником австрийской оперетты Францем фон Зуппе – Марш из наиболее известного сочинения композитора - оперетты «Бокаччо». Действие происходит во Флоренции в 1331 году.
Главным героем оперетты является один из крупнейших писателей итальянского Возрождения Дж. Боккаччо. Либреттисты не ставили целью инсценировать для оперетты его биографию. Они взяли несколько его новелл из знаменитого «Декамерона», сюжетно объединили их и сделали героем самого писателя.
«Боккаччо» — одна из лучших оперетт Ф. Зуппе. Она отличается ярким итальянским колоритом в сочетании с типично венской мягкой мелодикой, увлекательными ритмами, своеобразными музыкальными характеристиками действующих лиц, большим лирическим подъемом. Музыкальная структура оперетты свидетельствует о стремлении Зуппе сблизить опереточные формы с оперными. Об этом говорит обширная партитура с развитыми музыкальными сценами, с большими ансамблями и хором, в которых активно движется действие, со множеством речитативов, с самостоятельными оркестровыми эпизодами и монументальными финалами.
Источник Belcanto.ru