Великие русские музыканты педагоги
Сегодня, в День учителя – праздник, который посвящается всем просветителям мира, наш рассказ о музыкантах-педагогах.
До XVII века в России существовали два принципиально различных направления в музыке – православная певческая культура и народное творчество. История музыкальной педагогики началась с возникновения нового светского музыкального направления. Музыканты не только сочиняют произведения и выступают на сцене. Люди этой профессии работают учителями в школах, детских садах, студиях, училищах. Они обучают детей игре на различных инструментах и пению, способствуя развитию творческих способностей и таланта. Педагог в начальной музыкальной школе одним из первых знакомит юного музыканта с удивительным миром звуков и мелодий, со средствами музыкальной выразительности, базовыми музыкальными понятиями, законами музыкальной гармонии и нюансами исполнительской техники. Благородная роль учителя - не отпугнуть от музыки, донести до ученика главное, ради чего существует музыка – умение при помощи звуков подарить слушателю эмоцию или образ.
История музыкального образования в России теснейшим образом связана с именами братьев Рубинштейнов. Антон и Николай Рубинштейны понимали миссию артиста как просветительскую: их эстетическая установка -- не развлекать слушателей виртуозностью; главное – обогащать духовный мир, поднимать его на этико-интеллектуальные высоты творениями великих мастеров. Старший из братьев – Антон Рубинштейн, инициатор общедоступных концертов Императорского русского музыкального общества и музыкальных вечеров («Рубинштейновских суббот»); полагал, что обучение игре на фортепиано должно быть обязательным для всех общеобразовательных программ. Николай Рубинштейн возглавил московское отделение музыкального общества: всемерно способствовал развитию открытой концертной жизни и музыкальному просвещению. Музыкальные учебные заведения (консерватории, училища) возникали в российских столицах и на периферии не по инициативе государства и не с его помощью, а благодаря стараниям и энтузиазму многочисленных и безвестных ныне меценатов, считавших своим долгом поддерживать национальную музыкальную культуру.
Конечно, в дворянских семьях детей обучали музицированию, пению, игре на музыкальных инструментах. Часто обучение велось на дому. Начиная с 60-х годов, благодаря деятельности братьев Антона и Николая Рубинштейнов и их единомышленников возрастает тенденция к демократизму музыкального образования и введения музыки в качестве учебного предмета в народные школы. Усилиями Антона Рубинштейна в 1862 году в Петербурге была открыта первая русская консерватория. Среди его учеников ― Пётр Ильич Чайковский. Неиссякаемая энергия позволяла Антону Рубинштейну успешно совмещать активную исполнительскую, композиторскую, педагогическую и музыкально-просветительскую деятельность.
Николай Рубинштейн -- пианист-виртуоз и дирижёр, принимал деятельное участие в открытии Московской консерватории в 1866 году и стал её первым директором и профессором фортепианного класса. Рубинштейн был выдающимся педагогом и прекрасным капельмейстером. Консерватории, конечно, не решали вопросы массового музыкального образования и воспитания -- обучение в них стоило дорого, а задачи были другими. До революции 1917 года музыкальное воспитание не было массовым, систематическим и государство не принимало в этом участия. Музыкальная классическая культура оставалась элитарной и недоступной большинству слоев общества. Деятельность обеих консерваторий развивалась в тесном контакте, что определялось не только общностью их задач, но и тем, что нередко воспитанники Петербургской консерватории работали в Москве, а москвичи становились педагогами Петербургской консерватории. Усилиями братьев Рубинштейнов русская фортепианная педагогика приобрела в последней трети XIX в. огромный авторитет и международное признание. Именно им Россия обязана тем, что заняла одно из первых мест в обучении фортепианной игре. В консерваториях преподавали теоретики музыкального образования и выдающиеся исполнители.
В 1871 г. Николай Римский-Корсаков был приглашен в Петербургскую консерваторию в качестве профессора теории и композиции, где преподавал классы практического сочинения, инструментовки и оркестровки. По воспоминаниям учеников Римского-Корсакова (М.Ф. Гнесина, М.О. Штейнберга, Я. Витолса, Б. В. Асафьева и других), он воздействовал на студентов обаянием личности и огромного мастерства. Был очень пунктуален и добросовестен в занятиях, требуя того же от учеников. Частичным обобщением педагогического опыта Римского-Корсакова является «Практический учебник гармонии» (1886) и «Основы оркестровки» (1908). Ему принадлежат статьи «О музыкальном образовании» (1892) и «Проект преобразования программы теории музыки и практического сочинения в консерваториях» (1901). За 37 лет работы в Консерватории Римский-Корсаков воспитал блистательную плеяду композиторов самых разных художественных направлений (всего около 200 учеников). Впоследствии именем Н. Римского-Корсакова была названа Петербургская консерватория.
XIX век дал музыкальной педагогике и образованию систему блистательных перспективных идей и прежде всего -- стремление к воспитанию всесторонне образованного музыканта посредством всестороннего развития его творческой индивидуальности.
На обложке:
Часы каминные с получасовым боем «Урок музыки»
Россия, Санкт-Петербург. 1830-1840-е гг.
Мастерская Самуила Веля, Hubert Kreitz, Louis-Gabriel Brocot