История циркового искусства. Часть II. Парижский цирк
Значимый вклад в развитие цирка во Франции внесли англичане, но сам французский цирк родился в Италии! Дело в том, что Италия была и остается родиной многих цирковых династий, кроме того Италия служила перевалочным пунктом для многих странствующих трупп, которые, по всей видимости, из-за сложной политической ситуации никогда не оседали в этой стране.
Работа цирка «Олимпик» или Олимпийского цирка (трижды менявшего местоположение в Париже) была неразрывно связана с деятельностью семьи Франкони, многие представители которой были выдающимися наездниками в XVIII и XIX веках. Олимпийский цирк стал первым амфитеатром в Париже, на котором располагалась надпись «Цирк».
В 1841 году на Карре Мариньи открылось новое здание цирка, пришедшее на смену летнему шапито, и в нем разместился Цирк на Елисейских полях или Летний Цирк. Здание цирка было довольно необычным, в отличие от его парижских и лондонских предшественников, которые имели форму амфитеатров. Цирк на Елисейских полях был полигональной формы с 16 сторонами. Вместимость сооружения составляла от 4000 до 6000 человек (в разных источниках); оформление интерьера было выполнено в мавританском стиле, а над цирковой ареной, окруженной рядами сидений, висела огромная люстра. Восточный фронтон был увенчан конной статуей амазонки, созданной скульптором Жан-Жаком Прадье (Jean-Jacques Pradier; 1790- 1852) — французским художником и скульптором швейцарского происхождения. Моделью для нее послужила наездница Антуанетта Лежар, а в качестве платы за работу скульптор потребовал пожизненное право бесплатно посещать цирк!
В то время район Елисейских полей стал превращаться в один из самых аристократических кварталов города. Именно аристократия с ее любовью к искусству верховой езды составляла избранную публику цирка. Конный цирк во Франции переживал пору расцвета и занимал одно из первых мест в иерархии развлечений. В те времена наездники и наездницы были кумирами публики, которая умела оценить их мастерство во всех тонкостях.
12 ноября 1859 года в Цирке Наполеона (Зимний цирк) зрителям впервые был продемонстрирован воздушный полет на трапециях. Его исполнял акробат из Тулузы Жюль Леотар (Jules Léotard). Он выступал в розовом обтягивающем костюме, который мгновенно стало настолько популярным, что современный гимнастический купальник носит имя «леотард».
В 1886 году на улице Сент-Оноре, 251 на месте первого Олимпийского цирка Франкони был построен Новый цирк. Здание было устроено таким образом, что манеж при необходимости опускался, а на его месте появлялся бассейн для представлений на воде. Особенной популярностью пользовались смешные водяные пантомимы, в конце которых действующие лица неизменно оказывались в воде. Звездой Нового цирка стал клоун Футит. В одном из своих выступлений, называвшемся «Под хлыстом», и пользовавшемся, как и все остальные, большим успехом, Футит пародировал Сару Бернар. Узнав об этом, великая трагическая актриса пришла в цирк с намерением устроить скандал, но была покорена талантом английского клоуна. Джордж Футит известен как основоположник жанра парной клоунады. В период с 1889 по 1910 год он выступал в паре с темнокожим клоуном по прозвищу «Шоколад» (настоящее имя – Рафаэль Падилья). Этот дуэт имел большой успех. Артисты обменивались репликами в сценках (т.н. «антре») и разыгрывали цирковой вариант комедии. Центральным действующим лицом был Футит, он был одет в клоунский костюм из парчи, а Шоколад появлялся без грима, в шляпке, узком фраке, коротких брюках и цветных носках. Роли распределялись следующим образом: Футит – властный господин, а Шоколад – покорный бедняк, который все время получает тумаки.
Настоящим храмом клоунады в Париже был Цирк Медрано. Его основал Фернандо Вартенберг, бельгийский артист по прозвищу Фернандо, и в 1875-1897 годы заведение называлось Цирк Фернандо. Постоянными посетителями стали многие художники, независимо от их стилистических пристрастий. Французские импрессионисты и постимпрессионисты полюбили подобные зрелища. Цирковой мир, яркий и непредсказуемый давал прекрасный толчок вдохновению художника, который мог найти на манеже и необычные впечатления, и красоту, и трагизм, и всю полноту человеческих эмоций и характеров. К тому же цирковой «полусвет» предоставлял огромные возможности для выбора моделей. Цирк Фернандо писали не только Ренуар и Дега, но также и Сёра, и Леже, а более всего – Тулуз-Лотрек.
Вскоре самым заметным лицом в труппе стал клоун — Херонимо Медрано; зрители прозвали его «Бум-Бум» за выкрик, которым он давал знать оркестру, что ему необходима барабанная дробь. В 1898 году Херонимо Медрано выкупил цирк и назвал его своим именем. Медрано был веселым клоуном, поэтому зрители приходили «посмеяться у Медрано». Концепция цирка оставалась таковой вплоть до его закрытия в 1963 году.
Практически одновременно со стационарными цирками стали появляться первые ШАПИТО – передвижные цирки. Конечно, бродячие цирковые артисты были известны еще в эпоху средних веков и выступали на ярмарках и городских празднествах. Однако, хозяева стационарных цирков увидели перспективу новой формы искусства и расширили горизонты деятельности, организовав гастроли для цирковых трупп, снабдив их повозками и примитивными сборно-разборными сооружениями из досок и брезента, в которых проходили представления.
В следующей части мы расскажем о развитии цирка в США.