Музыкальный репертуар Оркестриона “Konzërt-Phonolist”, производитель Hupfeld, Ludwig, A.G.

Оркестрион “Konzërt-Phonolist” (Phonoliszt-Violina Model B), созданный фирмой Хупфельд (Hupfeld, Ludwig, A.G.) сочетает в себе фортепианный и скрипичный механизмы. Этот уникальный инструмент позволяет воспроизводить широкий спектр разнохарактерных музыкальных произведений, в которых мелодическая линия ведется струнными под фортепианный аккомпанемент.
Композиции в репертуаре Оркестриона “Konzërt-Phonolist” представляют собой записи произведений выдающихся композиторов венской классической школы, оперных композиторов романтической эпохи и авторов, создававших популярную музыку в первой половине ХХ века. Разносторонний материал демонстрирует широкие возможности оркестриона – как развлекательные, так и концертные, позволяющие слушателю в полной мере насладиться музыкальными шедеврами.
Вольфганг Амадей Моцарт и Людвиг ван Бетховен - представители венской классической школы музыки, создававшие свои произведения во второй половине XVIII- первой четверти XIX веков. Высокий музыкальный стиль, развиваемый композиторами, предполагал простую, но совершенную форму. Благодаря творчеству венских классиков, появляется множество новых инструментальных жанров – соната, концерт, симфония, а также происходит сложение сонатно-симфонической формы. В репертуаре оркестриона Хупфельд венская классическая школа представлена тремя работами. Среди них - известнейшее сочинение Моцарта - серенада No.13 Соль-мажор, или «Маленькая ночная серенада», а именно ее четвертая часть – Рондо. Первоначально произведение имело пятичастную структуру, однако, менуэт, находившийся между первым и вторым разделами, ныне утерян. Квинтет Моцарта ля мажор К581 для кларнета и струнных 1789 года, вторая часть, ларгетто, и романс Бетховена опус 40 для скрипки с оркестром No.1, написанный в 1802 году, являются переложениями для фортепиано и скрипки.
Опера и оперетта представлена произведениями Джакомо Пуччини, Рихарда Вагнера, Франца Легара, Генриха Берте и Ральфа Бенацки. Джакомо Пуччини (1858-1924) – итальянский композитор, представитель веристского направления в музыке. Всемирную славу выпускнику Миланской консерватории принесла опера «Богема», премьера которой состоялась 1 февраля 1896 года. Ключевые работы Джакомо Пуччини – оперы «Манон Леско», «Тоска», «Мадам Баттерфляй», «Джанни Скикки», «Турандот». Сквозной принцип развития музыкального действия, особенности гармоний Пуччини и отсутствие увертюр – характерные черты в произведениях композитора, сделавшие их самобытными и узнаваемыми. Творчество Пуччини представлено несколькими работами - попурри из опер «Мадам Баттерфляй» и «Богема».
Немецкий музыкант Рихард Вагнер (1813-1883) вошел в историю музыки как композитор-реформатор, переосмысливший оперный жанр. Лейтмотивная техника, принцип сквозного драматургического развития, превращение музыки в «бесконечную мелодию» - эти новаторские решения сделали Рихарда Вагнера одним из культовых оперных творцов. Подробнее о нововведениях композитора Вы можете прочитать в тематической. Данная подборка включает в себя «Сон Эльзы» из оперы «Лоэнгрин».
Основоположник неовенского направления в оперетте, Франц Легар (1870-1948), получил серьезное музыкальное образование – композитор окончил Пражскую консерваторию по классу скрипки. За время творческой деятельности Легар сочинил 20 оперетт, самыми известными из которых стали «Веселая вдова», «Цыганская любовь», «Граф Люксембург» и «Джудитта». В неовенском направлении сохранилась вальсовая основа венской оперетты. При этом она была дополнена элементами венгерского, румынского и словацкого фольклора и мелодикой популярных бытовых жанров начала ХХ века – фокстрота, рэгтайма, шимми, танго, что обогатило музыкальный язык произведений. В подборке мы подготовили для Вас номер «Ich hol Dir vom Himmel das Blau» из оперетты «Веселая вдова».
Песня австрийского композитора Ральфа Бенацки (1884-1957) «Ein Wiener Walzer», «Венский вальс», представлена в виде переложения для скрипки и фортепиано. Автор большого числа оперетт и шлягеров, ученик Антонина Дворжака, Ральф Бенацки создал обширный музыкальный репертуар, популярный среди современников. В числе его известных оперетт – «Принцесса пробуждения весны», «Казанова», «Три мушкетёра», «Роскошная девушка».
Наиболее примечательным сочинением австро-венгерского композитора Генриха Берте (1857–1924) является оперетта-пастиччо «Дом трех девушек» («Dreimaderlhaus»). Тип музыкального произведения пастиччо представляет собой компиляцию из различных частей произведений других композиторов. Первоначально Берте написал большую часть оперетты, позаимствовав лишь один номер из вокального цикла Шуберта «Прекрасная мельничиха». Позднее, по настоянию заказчиков, Берте создал полноценное произведение-пастиччо из работ Шуберта. Будучи крайне востребованной, оперетта ставилась в 60 странах и была переведена на многие языки.
Разноплановый репертуар охватывает различные вехи музыкальной истории. Богатство в передаче красок, утонченная мелодика, уникальность звучания – все эти достоинства делают оркестрион Хупфельд исключительным музыкальным инструментом, достойным высших оценок слушателей.