08.11.2025

Легенды Большого театра. Павел Лисициан

В историю мировой оперной сцены  Павел Герасимович Лисициан вошел  как один из самых ярких баритонов XX века.  За четверть века работы в Большом театре выдающийся солист  спел 1800 спектаклей!  Работа  в Большом театре закрепила за Павлом Лисицианом неофициальный титул короля баритонов. Именно так его и называли  за филигранное исполнение сложных партий в сочетании с высочайшим мастерством перевоплощения. П. Лисициан считал, что музыка на сцене будет восприниматься лишь тогда, когда зритель поверит тому, что перед ним стоит не просто певец, а подлинный пушкинский Евгений Онегин.
В 1941 году Павел Лисициан дебютировал на сцене Большого театра в партии Онегина («Евгений Онегин» в постановке Леонида Баратова), которая оставалась его самой любимой ролью всю жизнь.  Лисициана с его всепокоряющим шармом большого оперного артиста повсюду воспринимали как эталонного Онегина, в котором сочетался внешний лоск и «душевное напряжение героя». Павел Герасимович  остался в истории Большого театра непревзойденным Амонасро в «Аиде» Джузеппе Верди, незабываемым Эскамильо в «Кармен» Жоржа Бизе, яростным и романтичным Мазепой («Мазепа» Петра Чайковского), глубоко страдающим Григорием Грязным в «Царской невесте» Николая Римского-Корсакова, везде покоряя слушателей красотой и теплом своего голоса. Прославился артист и за рубежом. Его бархатный баритон необыкновенной красоты покорил слушателей Европы. Во время гастролей в Америке в 1960 году партия эфиопского царя Амонасро из «Аиды» вызвала восхищение и у публики, и у критиков. А искушенных итальянцев певец поразил своим Елецким из «Пиковой дамы».

Концертная деятельность Павла Лисициана была необычайно насыщенной. С огромным камерным репертуаром, который составляли произведения разных эпох и стилей (от Баха, Шуберта, Равеля до Рахманинова, Мясковского и Кабалевского), включая романсы Чайковского, он объездил весь Советский Союз, в том числе Заполярье и Сахалин.

Павел одержал немало творческих побед, овации в его честь звучали под сводами «Ла Скала», «Метрополитен оперы» (он стал первым из советских оперных певцов, кто выступил на этой сцене в Нью-Йорке, в постановке «Аиды» Верди). Гастролируя по миру, Павел Герасимович любил привозить в разные страны и дарить хозяевам их народные песни, исполняя их на языке оригинала. Но главная его страсть – исполнение армянских и русских песен.

Павел Лисициан воспитал плеяду блистательных певцов. Он не только сам был великим вокалистом, но и в совершенстве владел резонансной теорией.  К нему на уроки стремились попасть все: от начинающих певцов до ветеранов, от исполнителей небольших  ролей до признанных «звёзд». 

Кроме того, Павел Лисициан был открыт для оправданных новшеств. Он не только постоянно участвовал в исполнении опер советских композиторов, но и практически во всех своих концертных выступлениях исполнял современные романсы и песни. С 1970-х годов Лисициан выступал в семейном квартете со своими детьми Рузанной, Кариной и Рубеном. Как единый коллектив они дебютировали в «Реквиеме» Моцарта, исполнив все партии – сопрано, альта, тенора и баса. 
Голос советского  оперного певца Павла Лисициана вызывал восторг и трепет публики, которая была готова стоя аплодировать его баритону, ставшему эталонным для нескольких поколений отечественных и зарубежных вокалистов.

Павел Герасимович Лисициан еще при жизни стал легендой. Записи оперных арий и песен в его исполнении дают возможность слушателям услышать уникальное художественное истолкование певцом музыкального произведения, основанное на понимании эпохи, стиля и образного содержания музыки.

Музыкальная подборка к дню рождения Павла Герасимовича Лисициана опубликована в Фонотеке музея.

По материалам публикаций