05.08.2024

Илья Ефимович Репин. К 180-летнему юбилею художника


В 2024 году исполняется 180 лет со дня рождения Ильи Ефимовича Репина, одного из самых ярких и известных русских художников второй половины XIX века, ключевой фигуры русской реалистической живописи. Творческое наследие Репина состоит не только из картин и рисунков. В разные периоды своей карьеры он занимался также и скульптурой.

«Мастерство такое, что мастерства не видно!» - сказал однажды Лев Толстой об одной из картин Ильи Репина. Именно такое мастерство и отличало художника, 180-летие которого отмечается 5 августа.

Илья Репин и Лев Толстой дружили 30 лет. За исключением критика Владимира Стасова, Репин никого не изображал так часто. Он смотрел на Толстого как на мифологического героя, на божество. Вот несколько сравнений, которыми наделил писателя художник в своих воспоминаниях «Далекое близкое»: чародей, мой лесной царь, несомненный властелин, благородный Прометей, мой герой-полубог. Репин писал, что его влекло к Толстому «по закону притяжения малых тел к большим». А в одной из заметок он увековечил писателя: «посланник Божий».

Репин непременно хотел сделать бюст писателя, и в 1891 году Илья Ефимович выполнил блестящий скульптурный портрет. Репин тонко передал особенности строения головы Льва Николаевича, и это не удивительно после тех многочисленных рисунков и портретов писателя, которые создал художник. Складки рубахи спокойны, тем самым позволяя художнику концентрировать всё внимание зрителя на лице Толстого. Немного сдвинув брови, Толстой внимательно смотрит вперед, высокий лоб и сосредоточенный взгляд дает нам представление о писателе-мыслителе. Толстой у Репина реален, он умён и проницателен. Толстой для художника — великий русский писатель. Бюст очень понравился Софье Андреевне, она нашла его наиболее похожим на Льва Николаевича из всех.

Известная нам иконография Льва Толстого у Репина включает 12 портретов, 25 рисунков, 8 зарисовок членов семьи Толстого, 17 иллюстраций к произведениям Толстого и 3 бюста. Еще в юности, поступив в Академию художеств, Репин решил, помимо рисования, заняться лепкой и стал посещать скульптурный класс. Многие художники XIX века обращались к скульптуре при решении композиции картин. Николай Ге лепил свою «Тайную вечерю», Иван Крамской делал скульптурные эскизы, а Репин для своей картины «Запорожцы, пишущие - письмо» вылепил в глине фигуры запорожцев (они сейчас находятся в музее-мастерской Репина). Они были созданы стремительно и смело из серой глины с широкими мазками. Главное, что интересовало художника в этой работе –  передача движения. Все подчинено движению, отсутствуют детали –  они излишни. Высота статуэток – около 25-30 см.

Часто, работая над живописным портретом, Репин одновременно лепил модель. Так, в 1880 году, он написал портрет Саввы Мамонтова и выполнил его бюст. Этот бюст находился в репинском имении Пенаты, но был утрачен во время войны. К этому же периоду относятся портрет и одно из самых известных скульптурных изображений работы Ильи Ефимовича – бюст хирурга Николая Пирогова. Бюст выдающегося врача свидетельствует о мастерстве художника в работе с материалом и большой свободе в моделировке формы. Портрет своей второй жены Натальи Нордман Репин изваял в 1902 году в Петербурге. Затем бюст был отлит в бронзе и также перевезен в Пенаты.

Вообще Репин редко брался за скульптуру, хотя, по словам Стасова, «он был отменный скульптор». Тем не менее, на протяжении всей творческой жизни Ильи Ефимовича мы видим его интерес к скульптуре, этой родственной области живописи, которая привлекала его богатыми возможностями пластического выражения действительности.

В разделе коллекции музея «Скульптура» представлен бюст работы Ильи Репина «Л.Н. Толстой».
Надпись под срезом бюста: Л.ТОЛСТОЙ
Патинированная бронза, литье. Высота 27 см
Россия. Модель 1891 г., отлив 1890-х–1900-х гг.

Портретный бюст, изображающий великого русского писателя, является уменьшенным воспроизведением гипсового оригинала (высота 62 см) работы И.Е. Репина, хранящегося в фондах Государственного Русского музея.
Илья Репин работал над портретными образами писателя летом 1891 г. в Ясной Поляне одновременно с И.Я. Гинцбургом, наблюдая Толстого во время прогулок, во время литературных занятий и труда на земле. Результатом его работы стали многочисленные наброски и рисунки и три портрета маслом, на основе которых в том же году, но позднее и в петербургской студии, был создан скульптурный портрет крупного размера в гипсе.

Этот бюст, одно из шести скульптурных портретных изображений, созданных Репиным за его жизнь. Он выполнен в традициях русского скульптурного портрета XIX века и прекрасно передает внутреннюю значимость образа Толстого.

Помимо «внушительной, необыкновенной фигуры» и военной выправки на художника произвел впечатление весь противоречивый облик писателя: «Грозные, нависшие брови, пронзительные глаза это несомненный властелин... Но это добрейшая душа, деликатнейший из людей и истинный аристократ по манерам и особому изяществу речи».

Выполненный с подлинным мастерством и тонкой психологической характеристикой скульптурный портрет Толстого работы Репина является одним из лучших и ставших почти хрестоматийными изображений великого писателя.
В конце XIX–начале XX веков бюст Толстого был очень популярен в качестве кабинетной скульптуры и воспроизводился в разных материалах.
Биография И.Е. Репина – в разделе «Авторы».

По материалам публикаций