02.06.2024
Фрагменты из оперы «Жизнь за царя». К 220-летнему юбилею М. Глинки
Михаил Глинка – явление в русской музыке уникальное и настолько самобытное, что заслонило собой предшествующую музыкальную эпоху и её вековые традиции. «Музыка – душа моя», – сказал он в 10-летнем возрасте, и посвятил ей свою жизнь, вопреки расхожему мнению, что профессия музыканта дворянина не достойна.
Композитор не любил шумной музыки. «Жемчугом по бархату» – таково его эстетическое требование к искусству. «Я… пришёл к важному для себя выводу…писать по-русски», при этом композитор ценил европейскую музыку, а его чуткий слух отбирал в ней то, что оказывалось близким особенностям самобытной русской музыкальной речи и естественно сливалось с нею.
Михаил Глинка написал первую национальную русскую оперу — «Жизнь за царя», стал одним из основоположников русского романса и придумал, как можно совместить разные ритмы в одном произведении.
«Возвысил народный напев до трагедии»,
– писал о музыке оперы «Жизнь за царя» Владимир Федорович Одоевский.
Талант композитора высоко оценивали его современники Василий Жуковский и Александр Пушкин.
Критик Владимир Стасов писал: «Во многих отношениях Глинка имеет в русской музыке такое же значение, как Пушкин в русской поэзии. Оба — великие таланты <…>, оба создали новый русский язык — один в поэзии, другой — в музыке».
От вариаций до первой национальной оперы: история создания «Жизни за царя».
Весной 1826 года Михаил Глинка увлекся поэзией Василия Жуковского и написал два романса на его стихотворения. С самим поэтом Глинка познакомился спустя два года: композитора представил его друг князь Голицын. В это время музыкант сочинял практически каждый день. Он писал романсы, серенады, небольшие пьесы для фортепиано, квартеты для струнных инструментов. В 1835 году композитор каждую неделю он посещал вечера Василия Жуковского в Зимнем дворце. У поэта собиралась творческая элита, завсегдатаями были Александр Пушкин, критики Петр Плетнев и Петр Вяземский, писатели Николай Гоголь и Владимир Одоевский. На одном из вечеров Михаил Глинка озвучил идею написать национальную русскую оперу. Жуковский сразу же предложил сюжет — историю крестьянина Ивана Сусанина, который завел в лес польско-литовский отряд и тем самым спас царя от смерти. Поэту настолько понравилось идея Глинки, что он сам захотел написать слова и вскоре сочинил «Ах, не мне, бедному ветру буйному». Однако дела по службе не дали ему завершить начатое — Жуковский попросил своего друга, барона Егора Розена помочь композитору с либретто для оперы.
«Как бы по волшебному действию вдруг создался и план целой оперы, и мысль противопоставить русской музыке — польскую. Наконец, многие темы и даже подробности разработки, все это разом вспыхнуло в голове моей».
Михаил Глинка, «Записки»
Композитор сочинял быстро: за весну 1835 года были готовы черновики не только первого и второго действия, но и большая часть всех тем. Стихотворения барон Розен писал на музыку, учитывая ее темп и размер. В начале 1836 года опера была закончена. Вскоре начались репетиции — представлением хотели открыть новый сезон Петербургского Большого Театра. Слухи о первой национальной опере быстро распространились по столице: открытые репетиции проходили при полных залах. На один из предпремьерных показов пришел Николай I. Михаил Глинка решил посвятить оперу императору, и назвал ее «Жизнь за царя». 9 декабря 1836 года состоялась премьера.
«Вчерашний вечер совершились наконец желания мои, и долгий труд мой был увенчан самым блистательнейшим успехом. Публика приняла мою оперу с необыкновенным энтузиазмом, актёры выходили из себя от рвения… государь-император изволил меня позвать в свою ложу, взял меня за руки, благодарил меня и долго беседовал со мною. Наследник, императрица и великая княжна Мария Николаевна также удостоили меня лестными отзывами о моей музыке».
Михаил Глинка, письмо к матери от 10 декабря 1836 года
Николаю I так понравилась опера, что он вручил Михаилу Глинке подарок: перстень с топазом, окруженным тремя рядами бриллиантов. А друзья композитора: Александр Пушкин, Петр Вяземский, Василий Жуковский и Михаил Виельгорский, решили поздравить композитора шуточной песней «на четыре голоса». Каждый сочинил по четверостишью.
«Пой в восторге, русский хор!
Вышла новая новинка.
Веселися, Русь! Наш Глинка —
Уж не глинка, а фарфор»
Александр Пушкин
К 220-летнему юбилею композитора мы подготовили музыкальную подборку, составленную из фрагментов оперы «Жизнь за царя». Треки оцифрованы с музыкальных носителей, хранящихся в коллекции музея Собрание.
Биография композитора — в разделе «Авторы/Производители».