03.04.2024

Cкульптор Степан Эрьзя – «покоритель кебрачо»

Кебрачо (исп. quebracho) — собирательное название трёх субтропических видов деревьев, растущих в Южной Америке. Слово «кебрачо» происходит от испанского quiebra-hacha — «ломать топор». Название связано с очень высокой твёрдостью древесины этих деревьев.
Кебрачо – вечнозелёное дерево, по форме похожее на плакучую иву. Высотой дерево может быть от 10 до 30 метров. Древесина кебрачо используется достаточно широко: в строительстве, для изготовления мебели и предметов быта, а также предметов искусства. Растут деревья кебрачо на севере Аргентины, в Бразилии, в Парагвае и Боливии. Наиболее известны два вида кебрачо, дающие чрезвычайно твердую и тяжелую древесину (плотность до 1300–1400 кг/м3). Красное кебрачо (quebracho-colorado), со временем темнеющее ядро которого с трудом поддаётся обработке и кебрачо белое (quebracho-blanco) с красивой желтовато-белой твёрдой древесиной. Твердость и стойкость деревьев вошла в поговорку. Когда хотят выразить свое восхищение несгибаемым, мужественным человеком, его сравнивают с деревом кебрачо.

Говоря о кебрачо, нельзя не вспомнить имя Степана Эрьзи — российского и советского художника, ваятеля, представителя стиля модерн, самобытного скульптора, работавшего с деревом кебрачо.

С 1927 по 1950 годы скульптор жил в Аргентине, где его за простой образ жизни называли «пастухом» (исп. «hombre de la vaca»). Именно Эрьзя в 1927 году стал первым, кто использовал кебрачо в художественном творчестве. До Степана Дмитриевича никто не умел обрабатывать эту древесину так, чтобы из нее получались удивительные произведения искусства.
Однажды на пристани Степан Эрьзя увидел, как шла погрузка больших коряг какого-то темного дерева. С первого взгляда скульптора удивила мощь, причудливая форма и неожиданный, непривычный цвет дерева кебрачо. Даже кора обладала особым рельефом, и эту особенность скульптор сразу заметил. Он попробовал обрабатывать блоки, привезенные с пристани, и сразу же понял, что упорство породы сломить будет трудно. Инструменты, пригодные для работы с мрамором, не подходили для кебрачо. Степан Эрьзя придумал новые механизмы для передвижения частей ствола и обработки их поверхности сжатым воздухом. Эрьзя приспособил для работы с неподатливым материалом бормашину с множеством насадок, а позже мастер стал использовать мощную пневматическую дрель; он изобрел специальный состав клея, которым соединял отдельные части композиций, а также древесную мастику, в состав которой входили тончайшие опилки. Мастикой Эрьзя покрывал многие свои работы или отдельные части, создавая безупречно гладкую отшлифованную поверхность.

Мастер использовал наросты на дереве в качестве материала для своих скульптур. Витальная сила, застывшая в наростах дерева, на самом деле подсказывала скульптору экспрессивные образы. Не зря аргентинская пресса называла скульптора «покорителем кебрачо»: из множества разрозненных кусочков, скреплённых между собой собственноручно изготовленным клеем, автору удалось сотворить образы необыкновенного эмоционального накала с мощной, потрясающей энергетикой. Не последнюю роль в этом сыграл приём органичного встраивания необработанных природных фрагментов в композицию. Эрьзя довел очевидное техническое решение до логического конца – полируя обработанную бормашиной поверхность до зеркального блеска, он противопоставляет зеркальность обработанной поверхности (чаще всего человеческого лица и тела) дикости необработанного дерева, изображающего обычно волосы или складки одежды. Идея, воплощенная задолго до него, а потом им же самим в мраморе, оказалась удивительно интересной в применении к кебрачо.

Аргентинцы стали уважительно называть скульптора «Покоритель кебрачо», ведь даже индейцам не под силу было его обработать. Эрьзя ясно объяснил, почему он предпочитал дерево как материал мрамору и глине. Он говорил, «дерево – это живой организм, который имеет возраст, по его венам течет кровь. Работая с деревом, скульптор не ощущает инертность материала, он чувствует его тепло, словно материал живой. Творец может продолжить, вдохнуть в него новую жизнь».

На долгие четверть века Аргентина стала для Эрьзи домом. Здесь он открыл для себя исполинские деревья с твердой древесиной, влюбился в кебрачо и альгарробо, создал из них удивительный пластичный мир, населённый необыкновенно красивыми женщинами, статными мужчинами, библейскими персонажами, гордыми воинами. Их создателя давно нет в живых, а они, его дети, продолжают излучать мощную энергетику, тепло, доброту. Это нельзя заключить в формулу, это трудно описать, но это можно почувствовать.
В итоге, работы русского скульптора оказались навечно вписаны в историю искусства, причем не только России и Аргентины, но и мира.

В музее «Собрание» стартовал выставочный проект «В диалоге с Чако», посвященный творчеству одного из наиболее самобытных скульпторов XX столетия – Степана Дмитриевича Эрьзи (Нефёдова).
Тематическая программа включает в себя экскурсию по выставке и просмотр документального фильма Андрея Новосёлова «Возвращение гения» (2016 г., 25 мин), посвященного творческой биографии Степана Эрьзи.

Записаться  на экскурсию по выставке «В диалоге с Чако» и просмотр документального фильма «Возвращение гения» можно на сайте музея в разделе «Контактная информация»


Источники:
https://otvet.mail.ru/question/13109330
https://azbukametalla.ru/entsiklopediya/k/kvebrakho.html
https://grillspro.ru/product/quebracho-%D1%83%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D1%8C-%D0%B8%D0%B7-%D0%BF%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%B3%D0%B2%D0%B0%D1%8F/
https://dzen.ru/a/YEdul7hhPB270Kv6
https://antiqueland.ru/articles/1333/