11.10.2022

Романс «Под вечер, осенью ненастной…» в исполнении Давида Медова

Под вечер, осенью ненастной,
В далеких дева шла местах
И тайный плод любви несчастной
Держала в трепетных руках.

А. С. Пушкин

Осень — прекрасная или унылая пора? Время, когда краски природы пылают ярче всего — или угасают? Солнце и дождь, великолепие и серость – осень поистине вместила в себя все противоречия природы. Подобная двойственность и загадочная сущность осени всегда привлекала внимание и поэтов, и живописцев, и музыкантов. Талантливые художники не жалели насыщенных оттенков для своих осенних пейзажей, многие композиторы вдохновлялись этой изумительной порой при создании своих произведений. Особое место осень занимает и в творчестве Александра Сергеевича Пушкина, в том числе и в его лицейские годы.

Печальный романс, написанный в 1814 году, — «Под вечер осенью ненастной…» – единственный текст, написанный Александром Сергеевичем, имеющий подобное авторское жанровое определение. Это раннее стихотворение юного Пушкина было напечатано (вероятно, без ведома автора — сам он в собрание сочинений «Романс» не включил) в 1827 году издателем Борисом Михайловичем Федоровым в альманахе «Памятник отечественных муз». Вскоре это стихотворение получило распространение в качестве популярного романса. Затем перепечатывалось в разных «Песенниках». Еще при жизни Пушкина текст «Романса» начинает печататься на лубочных картинках с соответствующими иллюстрациями; самая ранняя из подобных картинок появилась 1832 году. С тех пор лубочные листы, выполненные разными неизвестными художниками, печатались непрерывно и имели неизменный успех.

Исследователи связывают обращение Пушкина к традиции романса именно с интересом к народной поэзии. В лицейском «Романсе» можно расслышать и жалобу на мать одинокого мальчика, и упреки в ее адрес, и переживание судьбы подкидыша как своей личной (не случайно это впоследствии станет элементом характеристики детства Татьяны: «Казалась девочкой чужой...»), и первое предвестье будущего негативного изображения материнства, которое станет отличительной чертой творчества Пушкина «южного» периода».

В фонотеке Музея «Собрание» представлена запись романса в исполнении Давида Медова.

Медов Давид (David Medoff) (22 января 1888 - 28 августа 1978) – вокалист (тенор), куплетист и театральный актёр.  Пел на идише, русском, украинском, английском. Один из руководителей союза еврейских актеров США. Родился в Елизаветграде Херсонской губернии. В 1900 году родители Давида переехали в Кременчуг, где мальчик начал петь в синагогальном хоре. Позднее семья перебралась в Бобруйск. Здесь в 1907 году и началась сценическая карьера Давида Медова – он начал выступать в заезжей театральной труппе. До начала Первой Мировой войны Медов выступал в различных русско-украинских труппах. В эти же годы он женился, вместе со своей женой Раисой Соловьевой с успехом гастролировал в России и за ее пределами. В 1915 году через Японию, где у него в тот момент были гастроли, эмигрировал в США. Дебют Давида Медова состоялся в Чикаго, где он выступил в опереттах на сцене Имперского театра Йосефа Кеслера и Сары Адлер. Сразу после этого, в 1916 году, последовал ангажемент с Нью-Йоркским национальным театром Бориса Томашевского, включившим Медова в состав исполнителей оперетты Йосефа Румшинского «Сломанная скрипка». Исполненная в этой оперетте ария принесла ему популярность и стала его «визитной карточкой». Давид Медов решает остаться на сцене и становится членом Союза еврейских актеров. Впоследствии, он стал одним из его руководителей. Не порывая с еврейским театром, Медов использовал любую возможность для выступлений на украинской сцене, но вскоре вынужден прекратить их из-за антисемитизма своих украинских коллег. Тем не менее 12 декабря 1930 года Мёдов, в составе труппы Кунст театра в Бронксе, спел в переведенной на идиш опере Ивана Котляревского «Наталка-Полтавка».

В 1920-40-х годах Давид Медов активно записывался для крупнейших звукозаписывающих фирм того времени, в основном для «Columbia», а также для «Victor» и «Brunswick», поэтому его пластинок сохранилось довольно много, причем не только с записями песен -- Давид Медов был прекрасным рассказчиком и куплетистом, комические сценки в его исполнении звучали очень оригинально и смешно.

Давид Медов скончался 28 августа 1978 года и похоронен на кладбище «Гора Хеврон» в Квинсе, Нью-Йорк. Его сын Сэм Медов продолжил династию и стал артистом, пианистом и аранжировщиком, руководил оркестром «Sam Medoff and His Yiddish Swing Orchestra», а позднее стал музыкальным директором в Нью-Йорке радиостанции WARD.

На обложке: Ваза с изображением осеннего пейзажа. Франция, Нанси. 1900-1907 гг. Мануфактура братьев Дом