06.06.2024

Образы сказочных героев Пушкина в коллекции музея «Собрание»

В 2024 году Россия отмечает особую дату — 225 лет со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. В память о гении художественного слова в России ежегодно празднуется Пушкинский день и День русского языка – как дань благодарности Пушкину за его вклад в развитие русской культуры, литературного языка и речи.

«Пушкин — отец, родоначальник русского искусства, как Ломоносов — отец науки в России. В Пушкине кроются семена и зачатки, из которых развились потом все виды искусства во всех художниках», — говорил русский писатель и литературный критик И.А. Гончаров.

Александр Пушкин… Что скрывается за этим именем? Поэт, прозаик, историк, патриот, вольнодумец, художественный символ, представитель русской классической литературы, фактор консолидации нации, герой мифов и анекдотов, святой или демон, торговая марка… Ответ – в строчках Аполлона Григорьева, написанных еще в 1859 году: «А. Пушкин – наше все…». Аполлон Григорьев, русский писатель и оригинальный мыслитель, считал, что поэты — «глашатаи великих истин и великих тайн жизни», и видел в Пушкине воплощение всего самобытного, особенного, что есть в русском народе, что отличает его сознание и даже образ жизни от представителей других народов.

Как древние греки узнавали себя в «Илиаде» и «Одиссее» Гомера, немцы — в сочинениях Иоганна Вольфганга Гете, французы — у Виктора Гюго, так русский человек находит себя в пушкинских героях — нередко в идеальном облике. Как заметил Николай Гоголь о Пушкине — «в нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла».

Со временем тексты Пушкина разошлись на цитаты, были приняты в бытовой обиход. Мысль поэта пронизывает сознание представителей самых разных социальных групп и профессий. У деревенского мальчишки или студента, профессора истории или философии, лингвиста, писателя — у каждого свой Пушкин: кому-то интересны его сказки, кто-то наслаждается его лирикой или ясностью мысли, высказанной в прозе. Но одновременно он и один на всех.

В коллекции музея «Собрание» хранятся разнообразные предметы, связанные именем Александра Пушкина. Часть из них представлена в разделе коллекции «Декоративно-прикладное искусство» – предметы, украшенные композициями с изображениями героев сказок А. Пушкина.

Визитница «Бой Руслана с головой», создана учащимися Императорского Строгановского училища в начале ХХ века. В основу изображенного на визитнице сюжета положен эпизод встречи Руслана с волшебной головой из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила». Эта работа могла быть навеяна чернильницей Е.А. Лансере «Руслан», 1884 г.

Портсигар с композицией «Свет мой, зеркальце! Скажи...» изготовлен С.И. Шапошниковым по мотивам «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина в 1908-1917 г.г.

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» была написана Пушкиным в один из самых плодотворных творческих периодов, который принято называть «болдинской осенью». Материалом для написания сказки мог служить как немецкий, шотландский, итальянский так и русский фольклор, который Александр Сергеевич любил и хорошо знал. Пушкин не просто обработал сюжет народной сказки о мертвой царевне, переложив записанную с устных рассказов сказку в стихотворную форму, а вдохнул в нее русскую самобытность. Это выразилось в созданных персонажах, в деталях и в характерах главных героев.

Читая сказки Пушкина, чувствуешь необыкновенную легкость слова, его певучесть, плавность и текучесть. Общечеловеческие проблемы, борьба добра со злом, вопросы смысла жизни, возрождающая сила любви и смерть как возмездие – все это получило философское осмысление и нашло отражение в сказках А.С. Пушкина.

Нет в нашей истории другого поэта, с которым общественное сознание так легко продолжало бы давно начатый разговор «по душам», и так живо «аукалось». Причина тому не только в гениальности Пушкина–художника и мыслителя, но в гармоничной цельности его миросозерцания. Кажется, что его тексты содержат естественный отклик и точные ответы едва ли не на все вопросы, встающие перед человеком со дня его рождения до смерти. Пушкин для русского сознания — это и «смутное влеченье чего-то жаждущей души», и «сказка ложь, да в ней намек», и иронично-мудрое «чорт догадал меня родиться в России с душою и талантом», но также и сердечное «веленью Божию, о Муза, будь послушна!» и пронзительное «я жить хочу, чтоб мыслить и страдать»!

По материалам публикаций