14.09.2024

Забытые имена. Оперная певица Вера Петрова-Званцева

Вера Николаевна Петрова-Званцева – оперная певица (меццо-сопрано), педагог вокала. По воспоминаниям современников за силу голоса ее часто называли «Шаляпиным в юбке».

Вера Петрова-Званцева родилась 12 сентября в 1875 в Саратове — умерла в 11 февраля 1944 в Москве. Отец юной Веры Петровой рано ушел из жизни, не оставив почти никаких накоплений семье. С детства Вера была самостоятельной, привыкла трудом и прилежанием добиваться намеченных целей. Музыкальное дарование проявилось у нее с ранних лет. В женской гимназии, где училась Вера, хоровой класс вела Софья Геннадьевна Логинова. Она много занималась с девушкой персонально. Впервые юная певица выступила на сцене в 1891 году; а в апреле 1894 года она дала в Саратове сольный концерт и на вырученные средства уехала продолжать учебу в Московской консерватории, где была сразу зачислена на 3-й курс в класс Варвары Михайловны Зарудной. Там же, в консерватории, Вера Петрова познакомилась со своим будущим мужем Николаем Званцевым, преподававшим студентам сценическое мастерство. Он на всю жизнь стал главным поклонником таланта жены, ее ангелом-хранителем в жизни и на сцене. Николай применял систему обучения Константина Сергеевича Станиславского при разучивании ролей с женой. Благодаря этому творческому союзу природный талант Веры Николаевны раскрылся в полную силу.
Окончив консерваторию, певица дебютировала в 1897 году в партии Вани («Жизнь за царя» Михаила Глинки) в Орле, затем выступала в Ельце и Курске. В 1898—1899 годах Вера была солисткой Тифлисской оперы. Осенью 1899 года по рекомендации Михаила Михайловича Ипполитова-Иванова (ее бывшего консерваторского педагога по гармонии) была принята в Московскую частную русскую оперу, где, дебютировала в партии Любаши («Царская невеста» Николая Римского-Корсакова). На премьере присутствовал сам автор. Критики не поскупились на восторженные отзывы. «Снаряжай скорее, матушка, родимая» Петрова-Званцева пела «а капелла» и зал внимал каждому слову. С этого момента и навсегда имя Веры Петровой-Званцевой неразрывно связано с именем великого русского композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова. По его настоянию Вера Николаевна стала первой исполнительницей труднейшей партии «Кащеевны» в опере композитора «Кащей Бессмертный». Образ Кащеевны, созданный певицей, был сказочно-зловещим, от него веяло недоброй силой. Вера Николаевна имела невероятный дар перевоплощения, она стала одним из лучших интерпретаторов женских образов в операх Римского-Корсакова. Певица сказала в одном из интервью, что ее любимые партии – Любава в «Садко», Лель в «Снегурочке» и Любаша в «Царской невесте».

Вера Николаевна участвовала в «Исторических концертах» Сергея Василенко с произведениями Рихарда Вагнера. В сезонах 1908-1909 и 1911-1912 годов с большим успехом певица концертировала в Берлине и Лейпциге, где исполняла произведения русских композиторов. При первых же звуках голоса Веры Николаевны Берлинский оркестр в полном составе встал и начал неистово аплодировать. Певица обладала голосом меццо-сопрано большой силы, необычайной легкости, теплого тембра и обширного диапазона, ярким артистическим темпераментом, неординарной манерой исполнения. Одной из самых блистательных ее партий стала Кармен. В этой роли она выступала на сцене более тысячи раз. Сергей Никифорович Василенко – известнейший дирижер и композитор, писал: «Вспоминая об исполнителях, назову в первую очередь Веру Николаевну Петрову-Званцеву. Она обладала обаятельным, неповторимым голосом и, кроме того, являлась замечательной драматической артисткой. Создание ею роли Кармен сводило с ума москвичей: в дни исполнения этой оперы театр был переполнен». Не меньшее впечатление производила Вера Николаевна в ролях Жанны д'Арк в «Орлеанской деве» Петра Ильича Чайковского и Шарлотты в «Вертере» Жюля Массне. Жанной она была земной – страстной, порывистой, а Шарлоттой – очень женственной, доброй и мягкой. Никто не думал, что ее огненно-взрывной темперамент способен порождать столь разные сценические характеры.

За свою сценическую карьеру Вера Николаевна исполнила более 40 ролей.
В 1913 году художник К.С. Петров-Водкин запечатлел певицу на портрете. Вера Петрова-Званцева изображена на портрете не в сценическом образе, а в минуты отдыха, в свободной расслабленной позе. Темно-вишневое платье контрастирует по цветовой гамме с фоном – зеленой тканью в стилизованных складках в виде листьев.

Вера Николаевна вела активную педагогическую деятельность: руководила оперным классом в московской Народной консерватории, преподавала в Московской консерватории, с 1926 года стала ее профессором. Скончалась Вера Николаевна в 1944 году в Москве, похоронена на Новодевичьем кладбище.
Муж — оперный певец, режиссёр оперных спектаклей, профессор Московской консерватории Николай Николаевич Званцев.

На обложке: Открытое письмо «В.Н. Петрова». Опера «Мадмуазель Фифи».
Всемирный почтовый союз. Художественная фотография. Москва, Б. Дмитровка, 5. Издание Комитета для снаряжения экспедиции к Северному полюсу и по исследованию русских полярных стран, Н.А. Крестовникова, К. Фишера и др, начало XX века.

По материалам публикаций