29.03.2022

К 125 летию Мариан Андерсон – обладательницы уникального контральто

«Контральто афро-американки Мариан Андерсон завораживает рядом уникальных черт. В нем, наряду с потрясающим вокальным мастерством и блестящей музыкальностью, присутствуют совершенно необычайное внутреннее благородство, проникновенность, тончайшее интонационное и тембровое богатство. Его отрешенность от мирской суеты и полное отсутствие самолюбования создают впечатление какой-то божественной благодати. Поражает также внутренняя свобода и естественность звукоизвлечения. Слушаешь ли в исполнении Андерсон произведения Баха и Генделя или негритянские спиричуэлы, сразу возникает волшебное медитативное состояние, которому нет аналогов...»

В 1935 году, по инициативе Артура Рубинштейна в Париже происходит знаменательная встреча Мариан Андерсон с великим импресарио, выходцем из России, Солом Юроком. Он сумел пробить брешь в менталитете американцев, использовав для этого Мемориал Линкольна. 9 апреля 1939 года 75 000 человек у мраморных ступеней Мемориала внимало пению великой певицы, ставшей с этого дня символом борьбы за расовое равноправие. С тех пор принимать у себя Мариан Андерсон почитали за честь президенты США Рузвельт, Эйзенхауэр, позднее Кеннеди. Концертная карьера артистки была блестящей, в репертуаре певицы были вокально-инструментальные и камерные произведения Баха, Генделя, Бетховена, Шуберта, Шумана, Малера, Сибелиуса, сочинения Гершвина и многие другие.

Лишь единственный раз за всю свою карьеру выдающаяся негритянская дива обратилась к жанру оперы. В 1955 году она стала первой негритянкой, выступившей в «Метрополитен Опера». Это произошло в годы директорства знаменитого Рудольфа Бинга (1902-1997). Вот как он сам описывает этот знаменательный факт: «Появление госпожи Андерсон - первой в истории театра негритянской певицы, исполнительницы главных партий, на сцене «Метрополитен» - это один из тех моментов в моей театральной деятельности, которыми я более всего горжусь. Я хотел это сделать, начиная с первого года моего пребывания в «Метрополитен», но только в 1954 году у нас появилась подходящая партия - Ульрика в «Бале-маскараде», - требующая мало действия и, следовательно, немногочисленных репетиций, что важно для артистки, чрезвычайно занятой концертной деятельностью, причем для этой партии было не так существенно, что голос певицы уже не находился в расцвете.
9 октября 1954 года газета «Нью-Йорк таймс» извещает читателей о подписании контракта театра с Андерсон. А 7 января 1955 года состоялся исторический дебют великой американской дивы в главном театре Соединенных Штатов. В премьере принимали участие выдающиеся оперные певцы: Ричард Такер (Ричард), Зинка Миланова (Амелия), Леонард Уоррен (Ренато), Роберта Питерс (Оскар). За дирижерским пультом стоял один из крупнейших дирижеров XX века Димитриос Митропулос.

Музыкальная подборка*, посвященная 125-летию Мариам Андерсон – великой певицы, обладательницы уникального контральто, афро-американки, ставшей символом борьбы за расовое равноправие -- в Фонотеке музея.

 * Треки в музыкальной подборке оцифрованы с музыкальных носителей, хранящихся в Библиотеке звука музея «Собрание»

По материалам https://www.belcanto.ru/anderson.html
Е. Цодоков