24.06.2020

Скульпторы победы в музее «Собрание»

В честь празднования 75-летия Великой Победы в музее «Собрание» открылась выставка произведений скульптуры 1940-1960х годов, посвящённых событиям Великой Отечественной войны. Здесь представлены работы Е.В. Вучетича, А.В. Грубе, С.С. Андрейченко, В.И. Агибалова, В.И. Мухина. Имена этих художников сегодня редко упоминаются в арт-повестке культурных событий. Как и многие другие свидетельства большого «советского» стиля – художественные произведения, скульптурные композиции, монументы и памятники – они несправедливо преданы забвению.

Вместе с музеем «Собрание» мы вспоминаем имена этих скульпторов и рассказываем истории создания знаковых для нашей страны монументов и памятников.

Победа советского народа является одной из главных тем творчества художников первых послевоенных десятилетий. Скульптура, как никакой другой из видов искусств, призвана увековечить память о войне и ее героях в камне и бронзе. На протяжении 1950-х-1960-х годов на территории Советского Союза возводятся и масштабные мемориальные комплексы, и более камерные скульптурные композиции, так называемые монументы памяти. Подробнее об экспонатах рассказала арт-директор музея Светлана Чураева.

Центральное место в экспозиции занимает скульптура «Стоять насмерть», работы Е.В. Вучетича. Это уменьшенная модель памятника, установленного на одноимённой площади грандиозного мемориала «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане.

Мамаев курган – знаковое место в истории ВОВ. Именно здесь, на высоте 102 (как обозначалась в топографических картах), 140 дней 62-я армия под командованием В.И. Чуйкова вела ожесточённые бои с фашистами. Стратегическое значение этой высоты было огромно: тот, кто контролировал высоту – контролировал город.

О масштабах сражения за эту высоту говорит тот факт, что сразу после битвы на каждом квадратном метре земли Мамаева кургана обнаруживали от 500 до 1250 осколков снарядов. Весной 1943 года здесь даже трава не зеленела. Идея воздвигнуть в городе-герое Волгограде величественный монумент в память о Сталинградской битве возникла сразу же по окончании войны. С 1945-1955 гг. в стране проводился конкурс на его проект и в результате автором и руководителем авторского коллектива строителей стал народный художник СССР скульптор Е. В. Вучетич, главный архитектор – Я. Б. Белопольский, военный консультант – маршал Советского Союза В. И. Чуйков.

Строительство мемориала началось в 1959 году и велось 8 лет. 15 октября 1967 года он был торжественно открыт.

Памятник «Стоять насмерть» установлен на одноименной площади в нижней части мемориала. Центральную часть пространства гранитной площади занимает круглый бассейн диаметром 35 м., символизирующий Волгу. В его центре – фигура русского воина-богатыря высотой 16м, как бы вросшего в волжский берег. Правая рука солдата сжимает гранату, а левая держит автомат. На бетонной глыбе надписи: «Ни шагу назад!», «Стоять насмерть!» – это выписки из знаменитого приказа № 227, который появился в самый тяжелый период Сталинградской битвы.

По замыслу Е. В. Вучетича, скульптура вырастающего из земли солдата как бы превращается в несокрушимый бастион на пути врага. Она расположена так, что своей спиной прикрывает монумент «Родина-Мать», стоящий в отдалении.

Считается, что авторы памятника придали лицу воина черты маршала Советского Союза, командующего 62-й армией Василия Ивановича Чуйкова.

На протяжении 1950-1960-х годов в местах боёв и массовых захоронений сооружаются небольшие монументы памяти. Таким является и представленная на выставке уменьшенная копия городского памятника «Молодогвардейцы» (скульпторы В.И. Агибалов, В.И. Мухин), сооруженного в 1951-1954 гг. в городе Краснодоне Луганской области в память о подвиге комсомольцев-подпольщиков.

Боевые группы подпольной комсомольской антифашистской организации «Молодая гвардия», созданной в 1942 г. и просуществовавшей всего три месяца, провели на оккупированной территории несколько дерзких боевых операций: нападения на немецкие автоколонны, изготавливали и распространяли антифашистские листовки, освободили из концлагеря семьдесят военнопленных, сожгли трудовую биржу со списками более двух тысяч людей, предполагаемых к вывозу в Германию. Мужество и героизм молодых подпольщиков, возраст которых в большинстве случаев не превышал 19 лет, получил широкую известность. Их подвиг вызвал большой подъем патриотизма в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками.

Многофигурная скульптурная композиция с изображением наиболее известных и активных членов штаба подпольщиков была установлена в центре города на том месте, где в марте 1943 г. состоялось захоронение героев-комсомольцев в братской могиле.

Одним из распространённых и любимых образов в творчестве советских скульпторов послевоенных лет был образ Солдата-победителя. Чаще всего обобщённый, но всегда героический и жизнеутверждающий. К данной теме не раз обращался и скульптор Семен Андрейченко, создавший две фигуры Солдата-победителя: статичную с поднятым оружием и динамичную с развевающимся флагом.

Под ярким впечатлением от встречи лидеров трёх стран антигитлеровской коалиции в Ялте 4-11 февраля 1945 года скульптором Александром Грубе была выполнена работа «Сталин, Рузвельт и Черчилль». Композиция создана в 1945 году по одной из многочисленных фотографий тех лет и изображает сидящих в кресле союзников. Она является эскизом к так и не осуществленному памятнику. Сейчас мы можем предположить, что памятник не был реализован в силу политических причин. Это и охлаждение отношений между бывшими союзниками, связанное с разделом освобождённых территорий Европы, и идеологические противоречия в формировании новых правительств европейских государств. Эта скульптурная композиция представляет историческую ценность, являясь одним из свидетельств ушедшей эпохи.

Практически все мастера – фронтовики, запечатлевшие в бронзе свой жизненный путь, свои фронтовые будни, впечатления, воспоминания, эмоции. Выставка фигур в музее Давида Якобашвили – это дань памяти и этим художникам, и всем, кто прошёл суровое испытание военным лихолетьем…

Ссылка на публикацию http://mospravda.ru/2020/06/24/156383/