09.02.2025

Рассказ о русской эмали в нашей постоянной рубрике «Аудио рассказы»

Сегодня в новом выпуске нашей рубрике «Аудио рассказы»рассказ о русской эмали, об истории её появления и о технических приемах её нанесения, об известных мастерах, создававших шедевры эмальерного дела.

В подразделе коллекции музея «Русская эмаль» представлены замечательные образцы русского эмальерного искусства XVII – начала XX веков. Все экспонаты коллекции отличает безупречная цветовая палитра, филигранность отделки и разнообразие декоративных приемов. Созданные как неизвестными мастерами, так крупнейшими художниками и ведущими ювелирными предприятиями, предметы коллекции показывают уровень развития эмальерного дела, богатство художественного языка мастеров-эмальеров и их стилистические предпочтения.
Эмальерные техники, применявшиеся в декоративно-прикладном искусстве для декорирования всевозможных изделий из металла – особая страница в истории ювелирного искусства. Шкатулки, табакерки, чайные сервизы и другие предметы, украшенные эмалью, превращались в сокровища, а мастера, создававшие эти шедевры, получали мировое признание.

Русская эмаль – особая страница художественной культуры и поистине уникальное явление в мировой истории ювелирного дела. В изделиях, украшенных эмалью, нашли воплощение национальный характер, исторические традиции и уникальные достижения отечественных мастеров. Каждый мастер обладает особым почерком и стремится к осмысленному выбору сюжетов и цветовых решений.

Самые древние металлические находки, покрытые декоративной эмалью, и найденные на территории Древней Руси датируются X – началом XIII века. Художественную эмаль в то время  называли финифтью, от греческого слова «фингитис», которое переводится как «светлый, блестящий камень». Традиции перегородчатой и выемчатой эмали русские мастера заимствовали у византийцев. Этими техниками, как правило, украшали изделия из золота, реже – из серебра. От кельтов на Древнюю Русь пришла техника эмали по литью. Её обычно использовали на бронзе или меди. Крупнейшие центры эмалирования находились в Киеве, Чернигове, Галиче, Владимире, Рязани, Новгороде.

К XIX веку ведущими центрами изготовления эмали стали Москва, Ростов Великий и Санкт-Петербург. В середине этого столетия начинается новый виток развития русской эмали, связанный с повышением интереса к древнерусским традициям. Появляется своеобразный «русский стиль», яркой чертой которого становится новая волна популярности эмали по скани. Эмалевое производство становится массовым и теперь доступно различным слоям русского общества. Новый этап развития художественной эмали был связан с деятельностью ювелирных фирм, которые расширили ассортимент изделий с эмалью благодаря использованию достижений химии и возникновению новых эмальерных технологий, которые позволили перейти к промышленному изготовлению изделий с эмалью.

Среди самых известных российских фирм, занимавшихся ювелирным делом на рубеже XIX-XX веков, можно назвать фабрики братьев Грачевых, Немирова-Колодкина, Овчинникова П.А., Сазикова И.П., Фаберже К. и др. Они, а также мелкие ювелирные мастерские и артели активно изготавливали разнообразные изделия с художественной эмалью. Свой вклад в производство изделий с эмалью вносили и мелкие ювелирные мастерские и артели.

Развитие искусства нанесения эмали быстро превратило ее в самостоятельный декоративный элемент бытового изделия или украшения. Если раньше эмалевые вставки лишь подчеркивали рельеф металла или красоту вставок из декоративных камней, то уже в XVIII веке они стали основным украшением, которое не требовало дополнения или усиления с помощью других технологий.

По материалам публикаций