25.10.2024

Всемирный день оперы. Фрагменты из оперы «Бизе «Кармен»

Всемирный день оперы отмечается ежегодно 25 октября. Это международный информационный проект, который подчеркивает положительное влияние и ценность оперы и исполнительского искусства для общества. В современном виде этот праздник возник по инициативе ведущих международных оперных союзов: OPERA America, Opera Europa and Ópera Latinoamérica. Дата для праздника выбрана не случайно — именно в этот день родились великий австрийский композитор и дирижер Иоганн Штраус ІІ, и французский композитор Жорж Бизе. В этот же день родилась легендарная оперная певица Галина Вишневская.

Опера — музыкально-театральный жанр, основанный на синтезе музыки, сценического действия и слова. В отличие от драматического театра, где музыка выполняет второстепенные функции, в опере она является основным носителем действия. Литературной основой оперы является либретто, оригинальное или основанное на литературном произведении. Условный термин «опера» появился позже, чем обозначаемый им род произведений. Впервые использованный в этом значении в 1639 году, он вошёл в употребление только на рубеже XVIII и XIX веков.

Жорж Бизе написал оперу «Кармен» в 1874 году, 150 лет назад. Сюжет создан по мотивам одноименной новеллы Проспера Мериме. История страстной цыганки, которая любила свободу, идеально подошла для оперы. Премьера состоялась в парижском театре «Комическая опера» 3 марта 1875. «Комическая Опера» старалась соответствовать своему названию, и в 1860-1870-е годы на этой сцене шли веселые, легкие спектакли, с обязательными разговорными диалогами. Любовная история с кровавым концом, действие которой происходит на простонародном фоне вызвала немалое замешательство.

Композитор изменил сюжет, созданный Мериме. Хосе из разбойника превратился в солдата, который смог дослужиться до капрала. Невеста Хосе, Микаэла, в новелле отсутствует. Она только упоминается как девушка со светлыми косами, – в опере Микаэла уже важный персонаж. Партия тореадора Эскамильо тоже обрела новые черты именно в опере, в произведении Мериме этот персонаж не имеет имени. Изменилась и главная героиня, у Мериме Кармен — хитрая и необузданная цыганка, у Бизе  – честная и смелая красивая женщина. В ходе репетиций композитор неоднократно менял музыку по нескольким причинам, среди которых нежелание Бизе изменять сюжет либретто Анри Мельяка и Людовика Галеви, на чём настаивало руководство театра, считавшее, что жестокость убийства на сцене шокирует зрителя, привыкшего к традиционной опере. Пестрота персонажей, в основном неоднозначных, которых ввел в свою новеллу Мериме,— цыгане, воры, контрабандисты, работницы сигарной фабрики, женщины легкого поведения и тореадоры — не соответствовала семейным ценностям «Комической оперы».

Отдельная проблема появилась при подборе исполнительницы главной роли – многие известные певицы отказывались от роли Кармен. После нескольких месяцев переговоров выбор пал на Селестин Галли-Марье, которая стала исполнительницей на премьерном спектакле.

Все закончилось провалом постановки. Шокированная публика устроила настоящий скандал. На следующий день в театральной прессе были опубликованы возмущенные отзывы. Авторов оперы обвинили в безнравственности. Многие посчитали оперу слишком провокационной демонстрацией табуированных в то время тем страсти и предательства. Создателей гениального произведения обвинили в нравственной распущенности. Журналисты набросились на Жоржа Бизе – они яростно критиковали оперу. Но чем больше газеты изощрялись в критических обсуждениях произведения, тем больший интерес оно вызывало. Опера «Кармен» была представлена сорок пять раз. Все торопились посетить скандальный спектакль. После тридцать пятого представления прибавилось ещё и потрясение, вызванное смертью совсем молодого автора. По одной из версий, Бизе не смог пережить фиаско «Кармен» и обвинений в  «безнравственности». Опера казалась публике неприличной. А характеризуя главную героиню оперы, ценители искусства и вовсе не стеснялись в выражениях – она была истинным воплощением вульгарности и грязи.

Первые признаки одобрения оперы появились после венской постановки в октябре того же года (разговорные диалоги были заменены в ней речитативами), привлекшей внимание и получившей одобрение таких мастеров, как Иоганнес Брамс и Рихард Вагнер. Репутация автора была восстановлена, а имя прославлено в веках. Зрители по-настоящему оценили «Кармен». 23 октября 1878 года в музыкальной академии Нью-Йорка состоялась первая премьера этого произведения в США. В том же году оперу увидела публика Санкт-Петербурга. Опера стала классической и по сей день регулярно ставится в ведущих театрах мира. Отдельными концертными хитами стали «Хабанера» из первого действия и «Марш тореадора» из второго. Рецепт успеха «Кармен» нетрудно разгадать – это гармоничное сочетание легких запоминающихся мелодий, подлинного драматизма истории, глубокого психологизма персонажей, важных социальных тем, борьбы мужского и женского начала, акцент на жизни простых людей и уход от привычной для оперы мифологичности. Немногие оперы XIX века могут сравниться с этой – мир музыки был бы неполон без «Кармен».

  • Первая постановка «Кармен» в Большом театре относится к 1898 году. Либретто привели в соответствие с запросами публики. Газеты писали об испанской грандессе, попавшей в романтическую историю с благородным офицером из обедневших дворян

  • Удивительно, но Жорж Бизе никогда не был в Испании. Для создания необходимой музыкальной атмосферы он переделывал народные мелодии, придавая им желаемый испанский колорит

  • Знаменитый немецкий канцлер Отто фон Бисмарк слушал «Кармен» 27 раз

  • В постановке «Кармен» в Метрополитен-опера в 2024 году действие перенесено в Америку наших дней, а Эскамильо является не тореадором, а мастером родео

По материалам публикаций