27.06.2024

Обновление раздела «Графика» на сайте музея

Графика – древнейший вид изобразительного искусства, впервые возникший в каменном веке около 40 тысяч лет до н. э. Примеры графических изображений – наскальные рисунки и изображения животных, нацарапанные на стенах пещер, кости или камнях. С развитием письменности практическая польза графики отошла на второй план, оставив ей декоративный характер.
Гра́фика (др. -греч. γρᾰφικός «письменный» от γράφω «записывать, писать») — вид изобразительного искусства, в котором основными изобразительными средствами, называемыми графическими, являются свойства изобразительной поверхности (чаще белого листа бумаги) и тональные соотношения линий, штрихов и пятен. Цвет в графике тоже применяется, но он считается вспомогательным изобразительным средством. Существует станковая графика (рисунок, эстамп, лубок), книжная графика (иллюстрации, виньетки, заставки и т.д.), промышленная графика, плакат, шелкография.
Рисунок является не только самостоятельным видом изобразительного искусства, но и основой для живописи, гравюры, плаката, скульптуры и многих других искусств. Микеланджело Буонарроти писал об искусстве рисунка: «Рисунок, который иначе называют искусством наброска, есть высшая точка и живописи, и скульптуры, и архитектуры; рисунок – источник и корень всякой науки». Рисунок является основой всех видов графики и других видов изобразительного искусства. В эпоху Ренессанса искусство рисунка приобрело свою самостоятельную значимость. Как правило, графическое изображение выполняется на листе бумаги. Художнику порой достаточно очень простых средств — графитного карандаша, шариковой ручки или туши, чтобы выполнить графический рисунок. Могут быть использованы и другие материалы для рисунка: уголь, пастель, сангина, акварель и т.д.

Раздел «Графика» на сайте музея «Собрание пополнился работами блестящего рисовальщика, баталиста, члена Санкт-Петербургской академии художеств, Теодора Горшельта, который оказал заметное влияние на многих художников, обращавшихся к кавказской тематике.

Без малого пятьдесят работ, созданных художником, представлены в коллекции музея «Собрание» в разделе «Графика».

В 1896 году были опубликованы Кавказские походные рисунки Теодора Горшельта. Художнику удалось сохранить для потомков изображения бытовых картин жизни чеченского аула, резвящихся детей, жителей, занятых ежедневными заботами.
Произведения Горшельта отличаются обдуманностью композиции, правдивой передачей движений, прекрасной характеристикой положений и действующих лиц и изяществом рисунка.

История жизни Теодора Горшельта – в рубрике «Аудио рассказы» или в разделе «Авторы/Производители».