02.02.2023
Музыкальная подборка к дню рождения Фрица Крейслера
Сегодня, в день рождения Фрица Крейслера (Fritz Kreisler), в Фонотеке музея размещена новая музыкальная подборка, составленная из произведений в исполнении австрийского скрипача и композитора. Крейслер и сегодня считается одним из лучших скрипачей мира. Фриц Крейслер родился в Вене в семье врача. В доме часто музицировали, а по субботам регулярно играли квартеты. В четыре года получив в подарок первую настоящую скрипку Фриц самостоятельно подобрал на ней австрийский гимн. С четырёх лет учился игре на скрипке у Жака Обера (Jacques Aubert), и достаточно быстро достиг больших успехов. В семь лет получил право обучаться в Венской консерватории (ныне Венский университет музыки и исполнительского искусства), став самым молодым её студентом в истории, допущенным в виде исключения — по правилам в консерваторию принимались лица не моложе 14 лет.
В десятилетнем возрасте Крейслер окончил Венскую консерваторию с золотой медалью. Свое музыкальное образование скрипач продолжил в Парижской консерватории, завоевав в 1887 году Гран-при (Premier Prix de Conservatoire), соревнуясь с 40 скрипачами, каждый из которых был старше его на 10 и более лет. Через два года юный скрипач дал первый концерт в США с Бостонским симфоническим оркестром и затем совершил успешное турне по Америке с пианистом Морицем Розенталем (Moriz Rosenthal). 9 января 1888 Крейслер дебютировал в Бостоне. Началась его карьера концертирующего скрипача. 12 мая 1902 года музыкант дал первый концерт в Лондоне. Английская музыкальная общественность с восторгом приняла скрипача, в 1904 ему была присуждена золотая медаль Лондонского филармонического общества. Композитор Эдуард Элгар (Edward Elgar) посвятил ему свой Скрипичный концерт, впервые исполненный Крейслером 10 ноября 1910 года под управлением автора. В 1905 г. Крейслер создает цикл скрипичных пьес "Классические рукописи" -- 19 миниатюр, написанных как подражание классическим произведениям XVIII века. В целях мистификации Крейслер скрыл свое авторство, выдав пьесы как транскрипции.
С началом Первой мировой войны Крейслера призвали в австрийскую армию в звании лейтенанта, но вскоре после ранения демобилизовали, и он продолжил свою музыкальную деятельность. Все европейские и американские концерты скрипача проходили при переполненных залах.
Крейслер был очень добр и щедр. Большую часть состояния музыкант потратил на благотворительные цели.
С 1923 по 1925 год Фриц совершил гастрольные поездки по Востоку, Австралии, Новой Зеландии. Крейслер был антифашистом. После прихода к власти нацистов семья переселилась в Париж, а в 1939 году переехала в Нью-Йорк, США.
26 апреля 1941 года Крейслер, переходивший Медисон-авеню в Нью-Йорке, был сбит грузовиком. Он получил тяжелые повреждения и в течение нескольких дней состояние его считали безнадежным. Но спустя месяц врачи уже не сомневались, что жизни музыканта ничего не грозит. Тогда возник волнующий вопрос: сможет ли он когда-нибудь снова играть на скрипке? В конце мая он уже взял скрипку в руки. А уже в начале 1942 года сделал альбом записей на пластинки с оркестром своих любимых сочинений.
Крейслеру принадлежит 55 сочинений и свыше 80 транскрипций и обработок различных концертов и пьес, представляющих порой коренную творческую переработку оригинала. Сочинения Крейслера широко исполняются и пользуются огромным успехом у слушателей. Кроме того, он написал оперетты, включая "Цветущие яблони" в 1919 году и "Сиси" в 1932 году.
С 1900-х годов, с самого начала эры звукозаписи, Крейслер сразу же проявил большую активность в этом новом для того времени виде выступлений перед микрофоном. Он понял огромные возможности этого вида исполнительской деятельности, как для популяризации классической и лёгкой музыки, так и для утверждения и распространения собственной известности в самых отдалённых уголках мира. Лондонское Бетховенское общество в начале 1930-х годов сумело организовать запись всех Сонат Бетховена для фортепиано и скрипки в исполнении Фрица Крейслера и пианиста Франца Руппа (Franz Rupp).
Фриц Крейслер в 40-годы регулярно принимал участие в программе «Телефонный час» (Bell Telephone Hour), популярной программе трансляции концертов классической музыки в исполнении известных мировых звёзд по телефону для всей Америки.
В 1950 году Крейслер покинул сцену в статусе одного из наиболее любимых публикой виртуозов первой половины XX века. Его исполнение отличалось технической безукоризненностью, точной фразировкой, элегантным и теплым звучанием, живым ритмом. Техника вибрато также стала одной из отличительных черт его игры. По штриховым приемам и звукоизвлечению Крейслер отличался от всех скрипачей. Он играл удаленным от подставки смычком, ближе к грифу, короткими, но плотными штрихами; обильно пользовался портаменто1), насыщая кантилену2) «акцентами-вздохами» или отделяя с помощью портаментирования один звук от другого мягкими цезурами3). В результате создавалась терпкая, «чувственная» кантилена мягкого «матового» тембра.
Незадолго до смерти маэстро, его посетил в Нью-Йорке Давид Ойстрах. «У меня было непреодолимое желание увидеть великого артиста, побеседовать с ним. Он уже плохо слышал и плохо видел. Крейслер был растроган, узнав из привезенной мной афиши о том, что в Москве его восьмидесятипятилетний юбилей был отмечен торжественным концертом в консерватории, с программой, целиком состоявшей из его произведений в исполнении студентов моего класса. «Меня забыли. Я уже принадлежу прошлому», — сказал Крейслер. Он, конечно же, скромничал. Никто его не забыл. Его почти полувековая творческая деятельность оставила глубокий след, войдя в историю скрипичного искусства как «Эпоха Крейслера».
Он похоронен в частном мавзолее на кладбище Вудлон, Бронкс, Нью-Йорк.
Крейслеру принадлежало несколько старинных скрипок, изготовленных мастерами Антонио Страдивари (Antonio Stradivari), Пьетро Гварнери (Pietro Guarneri), Джузеппе Гварнери Giuseppe Guarneri) и Карло Бергонци (Carlo Bergonzi), большинство из которых со временем стали носить его имя. У него также была скрипка Жана Батиста Вильома (Jean-Baptiste Vuillaume) 1860 года, которую он часто использовал в качестве второй скрипки.
Фриц Крейслер был женат на Харриет Лиз, уроженке Нью-Йорка, выпускнице колледжа Вассар4), дочери американского торговца табаком немецкого происхождения. У них не было детей, и Харриет посвятила свою жизнь карьере мужа. Они прожили в браке 60 лет, до самой смерти Крейслера в 1962 году.
1) Кантилена (итал. cantilena «песенка» от лат. cantilena «пение») — широкая, свободно льющаяся напевная мелодия: как вокальная, так и инструментальная.
2) Портаме́нто (итал. portamento — перенос) — способ исполнения, при котором следующая нота не сразу берётся точно (в звуко-высотном отношении), а используется плавный переход к нужной высоте от предыдущей ноты. Например, на скрипке это выглядит так: исполнитель играет ноту, затем от неё лёгким движением скользит пальцем к следующей
3) Цезура в музыке -- грань между частями, разделами, построениями музыкального произведения
4) Вассар Колледж является частным гуманитарный колледж в Poughkeepsie, Нью-Йорк. Основанное в 1861 году Мэтью Вассаром, это было второе высшее учебное заведение для женщин в Соединенных Штатах после колледжа Эльмиры
Источники:
https://www.belcanto.ru/kreisler.html
https://classic.chubrik.ru/Kreisler/
https://www.peoples.ru/art/music/composer/kreisler/