18.12.2022
История циркового искусства. Часть III. Цирк в США
Шапито гастролировали по всей Европе, но масштабы были совершенно несопоставимы с тем, что происходило в Америке. В 1820-1835 годах американский цирк переживал период бурного развития. Именно заокеанские антрепренеры разработали устройство современных шапито, напоминающих огромный шатер. Новый Свет активно развивался, постоянно появлялись новые города и поселения, отсюда и востребованность цирков, которые без труда перемещались с места на место. Появление труппы в новом городе всегда сопровождалось красочным уличным парадом, а с появлением железных дорог многие коллективы отдавали предпочтение этому способу передвижения.
Пожалуй, самым известным импресарио всех времен был и остается американец Финеас Тейлор Барнум. «Шекспир рекламы», наделенный уникальным талантом обвести публику вокруг пальца и продать ей что угодно, Барнум успешно продвигал паноптикум под названием «Американский музей», был антрепренером жонглера синьора Вивалы, делал рекламу «шведскому соловью» Дженни Линд и, наконец, в 1871 году возглавил «Величайшее шоу на Земле» (так назвался его цирк). «К началу 1882 года в труппе цирка Барнума и Бейли было занято 370 артистов. В цирковом зверинце содержались 20 слонов, 338 лошадей, 14 верблюдов, множество зебр, львов, леопардов, гиен и крупных змей». Цирк гастролировал по всему миру и даже давал представление перед королевой Викторией. «В Цирке Барнума и Бейли вокруг длинного четырех или шестимачтового шапито располагались постройки почти такой же величины, предназначенные для «побочного представления» и зверинца, шатры, где стояли дрессированные и тягловые лошади, не говоря уже о просторных шатрах, служащих мужскими и женскими гардеробными, и многочисленных подсобных помещениях — мастерских, конторах, кухнях, столовых и прочем; все это занимало площадь в несколько гектаров».
Американские зрители особенно любили слонов. Между цирками Нового Света шла настоящая «война»: каждый старался обойти конкурентов по количеству и размеру животных. В 1882 году Барнум договорился с лондонским зоопарком о приобретении африканского слона Джамбо, любимца жителей английской столицы. Животное славилось впечатляющими размерами (в рекламе говорилось, что «вес его был около шести с половиной тонн, а высота около трех с половиной метров»), а его покупка обошлась импресарио в десять тысяч долларов. Новость о присоединении Джамбо к труппе Величайшего в мире шоу в рекордные сроки стала сенсацией. Когда слона отправляли в Америку на борту «Ассирийского монарха», огромная толпа, проливая слезы, провожала животное. Не меньшее количество людей собралось в нью-йоркской гавани 9 апреля 1882 года в ожидании ценнейшего груза.
Три с половиной года Джамбо был «суперзвездой» цирка Барнума и Бейли. Афиши зазывали посмотреть на «самого большого четвероногого на земле», и за время пребывания в Америке слон прибавил в весе более тонны! 15 сентября 1885 года в Сан-Томасе (провинция Онтарио) после представления животных грузили в вагоны, и Джамбо попал под поезд. Он скончался на месте от полученных повреждений и травм. Финеас Барнум даже трагическую гибель животного сумел использовать в рекламных целях: согласно легенде, слон пожертвовал собой ради спасения младшего товарища, слона Мальчика-с-Пальчик. «Литографии с изображением героической гибели Джамбо были отпечатаны многотысячным тиражом», и слон навсегда занял почетное место в истории цирка.
В коллекции музея «Собрание» представлен автоматон «Слон по кличке «Джамбо». Механический слон «Джамбо» поступил в коллекцию музея «Собрание» из семьи мистера Wesley Redhead (Des Moines, USA), которому он был подарен основателем шоу The Greatest Show on Earth Финеасом Тейлором Барнумом (Phineas Taylor Barnum, 05.07.1810-07.04.1891).
В разделе «Музейные истории» размещен рассказ об автоматоне «Слон по кличке «Джамбо», прототипом которого стал знаменитый слон по кличке Джамбо из цирка Финеаса Тейлора Барнума.
В эти дни в музее проходит тематическая выставка «Парад-Алле!». Автоматон «Слон по кличке «Джамбо», созданный Жаном Рулле (Jean Roullet) в 1885 году, -- один из центральных экспонатов этой выставки.
Больше узнать о нем можно в рубрике «Знакомьтесь: персонажи тематической выставки «Парад-Алле!».
В следующей части рассказ пойдет о развитии циркового искусства в России.
История циркового искусства. Часть I. Зарождение цирка
История циркового искусства. Часть II. Парижский цирк