13.06.2022

Музыкальная подборка к 130-летию оперной примадонны Валерии Барсовой

Русская советская артистка оперы (лирико-колоратурное сопрано) – Валерия Владимировна Барсова родилась 13 июня 1892 года

Её дебют на оперной сцене состоялся в 1917 году, затем она выступала на сценах Театра художественно-просветительского союза рабочих организаций (ХПСРО) и московского сада «Эрмитаж» (где ее партнером был Ф.И. Шаляпин).

В 1920-1948 годах В. Барсова была солисткой Большого театра в Москве. Одновременно в 1920-1924 годах она пела в Оперной студии Большого театра под руководством К.С. Станиславского и Музыкальной студии МХТ под руководством В.И. Немировича-Данченко. С 1929 года Валерия Барсова гастролировала за рубежом (Германия, Великобритания, Турция, Польша, Югославия, Болгария).

Одна из крупнейших отечественных певиц советского периода, обладала легким подвижным красивым голосом, филигранной вокальной техникой. Прославилась и как камерная певица, любила петь народные песни. Концертные выступления Барсовой отличались не только свежестью репертуара, но и продуманностью программ. Особенно интересны в этом отношении концерты 30—40-х годов, в которых нашло отражение музыкальное богатство народов СССР, в частности, арии из национальных опер. Для каждой оперной героини артистка умела найти свой «наряд» и метод подачи, раскрыть ее национальный характер.

Одной из первых Барсова начала готовить тематически стройные программы. Таковым, например, был один из ее первых самостоятельных концертов в Колонном зале Дома Союзов, посвященный «Танцу в вокальной музыке».

Достаточно перелистать страницы репертуара певицы, чтобы убедиться в широте ее художественного кругозора. Она систематически и настойчиво предпринимала своеобразные «раскопки» среди сочинений авторов разных веков и стран — от Баха, Генделя, Рамо и Моцарта до Дебюсси, Равеля, Регера и Стравинского. В концертных программах Барсовой исчерпывающе была представлена русская вокальная лирика — произведения Глинки, Даргомыжского, Балакирева, Бородина, Мусоргского, Кюи, Рубинштейна, Танеева, Аренского, Глазунова, Рахманинова, Метнера. Даже единственный романс Скрябина она включила в свой репертуар. Певица часто исполняла и романсы своих современников — А. Гречанинова, Н. Голованова, Ю. Сахновского, А. Корещенко, В. Кочетова, Г. Конюса, В. Сука. Наконец, певица смело обращалась к творчеству советских композиторов — Ан. Александрова, Н. Мясковского, С. Прокофьева, С. Василенко, Р. Глиэра, Д. Кабалевского, М. Коваля, 3. Левиной, Н. Чемберджи и других.
В 1950—1953 годах Валерия Барсова преподавала в Московской консерватории.

Валерия Барсова пользовалась огромным уважением у известнейших музыкантов и артистов - своих партнеров по сцене, а зрители, наполнявшие театры и концертные залы, выражали свою любовь к ней искренними бурными овациями и бесчисленными букетами цветов. Зарубежные журналисты и музыкальные критики называли певицу «русским соловьем», даря ей восторженные статьи и публикации.

К 130-летию советской примадонны – в нашей «Фонотеке» размещена подборка музыкальных произведений в исполнении Валерии Барсовой.

Кино-Театр.РУ https://www.kino-teatr.ru/teatr/acter/w/sov/249389/bio/