26.02.2022

К 180-летию Арриго Бойто – композитора и автора либретто оперы «Мефистофель»

Арриго Бойто - итальянский композитор и поэт, прославившийся как автор либретто к операм Джузеппе Верди «Отелло» и «Фальстаф». В 1868 году композитор создает самое известное своё сочинение — оперу «Мефистофель» на собственное либретто, написанное на сюжет «Фауста» Гёте.

Сюжет «Мефистофеля» Бойто начинает обдумывать ещё в 1862 году. Премьера оперы «Мефистофель» состоялась 5 марта 1868 года в Милане, в театре Ла Скала. Бойто выступил не только как композитор и либреттист, но и как дирижер, но потерпел полное фиаско. Спектакль длился пять с половиной часов и закончился в полночь. 7 и 8 марта опера прозвучала в виде двух самостоятельных частей, но и в этом виде «Мефистофель» был отвергнут публикой. Сюжет был слишком философичным, а сценического действия явно было недостаточно. Бойто, всегда очень напряженно работавший, потратил семь лет на сокращение и переработку оперы для новой постановки и еще один год на окончательную доработку. Новая, сокращенная до четырех актов с прологом редакция была показана в Болонье в театре Комунале 5 октября 1875 года. Публика благосклонно приняла обновленную редакцию оперы. Лишь четверть века спустя, 16 марта 1901 года в Ла Скала под управлением Артуро Тосканини и с Федором Шаляпиным в главной роли произошло подлинное рождение этой оперы.
Русская премьера состоялась в Мариинском театре в 1886 (дирижировал Эдуард Направник, в партии Мефистофеля выступил Фёдор Стравинский).

Нет конца попыткам создания произведений на тему Фауста. Со времени появления великой пьесы Кристофера Марло (которая сама, в свою очередь, основана на сомнительном историческом рассказе о средневековом философе и, вероятно, на каких-то утерянных сценических версиях этого сюжета) вплоть до первой постановки на сцене шедевра Гёте было написано и поставлено приблизительно тридцать немецких драм. И если у драматургов величайший шедевр Гёте отбил охоту конкурировать с ним, то композиторов, наоборот, он вдохновил на создание все новых и новых произведений. Оперы на этот сюжет написали Бойто, Гуно, Берлиоз, Луи Шпор, Луиза Бертен, Брюггеманн, Ферруччо Бузони и Мейер-Луц. Бетховен замышлял оперу на этот сюжет; Шуман сочинил несколько музыкальных эпизодов для драмы; Вагнер зашел столь далеко в осуществлении своего замысла что сочинил увертюру; Лист написал «Фауст-симфонию», несколько хоров и песен; и еще многие другие композиторы написали кантаты, отдельные сцены, песни и другие сочинения, вдохновленные Гёте. Один композитор - Флоримон Эрве — написал даже оперетту «Маленький Фауст», которая, будучи поставленной на сцене, пользовалась большим успехом во Франции и за ее пределами, и в течение шестидесяти пяти лет исполнялась во многих европейских странах, а также в Нью-Йорке.

В «Мефистофеле» можно обнаружить черты различных жанров. Грандиозный хоровой пролог на небесах, лишенный внешнего действия, вызывает ассоциации с мистерией. Значение этого жанра подчеркнуто возвращением материала пролога в коде эпилога. Бытовые и любовные сцены, преобладающие в первых трех актах, среди которых центральная — смерть Маргариты, — сближают «Мефистофеля» с лирической драмой. Обилие массовых сцен, как хоровых, так и балетных, напоминает о традициях французской большой оперы. Необычно членение на пролог и две части. Все акты имеют заголовки и эпиграфы из Гёте.

В опере много ярких эпизодов, в особенности две арии Мефистофеля: «Ave, Signor» (из пролога) и «Son lo Spirito» (1 действие, т. н. ария «со свистом», гениально исполняемая Шаляпиным), ария Маргариты из 3 действия («L’atra notte in fondo al mare).

К 180-летнему юбилею Арриго Бойто  мы подготовили музыкальную подборку, составленную из арий, звучащих в опере «Мефистофель» в исполнении Федора Шаляпина (1873-1938) и Александра Пирогова (1899-1964).

https://www.belcanto.ru/mefistofele.html