07.01.2025

Рождественский выпуск рубрики «Аудио рассказы». Панно «Святое семейство»

Сегодняшний выпуск рубрики «Аудио рассказы» посвящен настенному панно с музыкальным механизмом «Святое семейство».

В нашем предрождественском рассказе речь пойдёт о сакральных символах и обрядах и о панно с музыкальным механизмом «Святое семейство», представленном в разделе «Механические музыкальные инструменты и предметы» коллекции музея «Собрание». Предмет изготовлен швейцарскими мастерами «Thomas & Krannig» в Цюрихе на рубеже XIX - XX веков.

В деревянной резной раме под стеклом расположена ниша с композицией «Святое Семейство». Выполненная из белого бисквита и художественно расписанная мягкими тонами композиция изображает Деву Марию с младенцем Иисусом Христом и супругом Иосифом Обручником. Композиция окружена складками золотистого шелка. Ниже фигур лента с надписью на французском языке – «La Sainte Famille». Обрамляет нишу многоцветное изображение арки, нанесенное на внутреннюю поверхность стекла. На бирюзовом фоне цоколя золотистые херувимы в окружении лент и листьев аканта. В качестве опор арки служат золотистые колонны с изображениями святых угодников с нимбами над головами. Венчают колонны окруженные листьями аканта и завитками вазы с королевскими лилиями под золотистыми коронами. В деревянный корпус, закрывающий панно с обратной стороны, встроен музыкальный механизм с программным валиком и звуковой гребёнкой. Замочная скважина для заводного ключа декорирована золотистой розеткой, пусковая кнопка находятся на правой стороне корпуса. В комплект входит заводной ключ.

Тема Святого семейства в искусстве приобрела особое значение в конце Средних веков. С момента закрытия церквей во Франции в 1793 году1) в большинстве католических семей по всему миру стали изготавливать из самых разных материалов рождественские вертепы для домашнего использования с неизменными персонажами этой рождественской истории – Девой Марией, младенцем Иисусом и Святым Иосифом. Так появились сантоны2), традиция изготовления которых восходит к временам Французской революции, когда, согласно новым антиклерикальным законам церкви в стране закрывались, а служить мессу было запрещено. Однако верующие не могли отказаться от празднования Рождества, и многие из них тайно устраивали дома рождественские ясли, которые привыкли видеть в церкви. Первые сантоны из глины создал в 1798 году марсельский скульптор Жан-Луи Ланьель. Его изделия пользовались большим спросом, поэтому Ланьель придумывал всё новых и новых персонажей. Именно он является автором наиболее распространённых типов сантонов, которые воспроизводятся до сих пор. Для изготовления корпуса фигурок Ланьель использовал специальные формы, тогда как руки, головные уборы, элементы декора и аксессуары изготавливались отдельно и прикреплялись к корпусу вручную.

В 1803 году в Марселе проводилась первая ярмарка сантонов, которая со временем станет ежегодной традицией. В ХХ веке сантоны продолжают пользоваться популярностью, и, если раньше глиняные фигурки оставляли необожжёнными, то к этому времени их начинают обжигать, что их лучше сохраняет и позволяет транспортировать их на бо́льшие расстояния.

1)  24 ноября 1793 года коммуна Парижа издала декрет о запрете католического богослужения и закрытии всех церквей.
2)  Санто́ны (фр. santon, дословно «маленький святой») — миниатюрные глиняные фигурки, изображающие библейских персонажей, святых или обычных людей. Традиционно изготавливаются в Провансе и расписываются вручную. Используются в качестве элемента рождественского вертепа или как самостоятельное украшение интерьера.