02.05.2019

2 мая 2019 года - 160 лет со дня рождения Леопольда Бернштама, выдающегося скульптора и графика

Леопольд Бернштам — один из крупнейших скульпторов последней трети XIX — начала ХХ столетия, выдающийся портретист.

В своем творчестве выступал приверженцем реалистической традиции, стремясь прежде всего к достижению сходства, доходившего до малейших деталей. При этом, по меткому выражению А. Тэзи, «он бессознательно для себя, помимо своего поклонения реализму, находит нечто невесомое, нечто невидимое для других, нечто импрессионное… Это невесомое и есть тот мерцающий огонек индивидуальности, то брожение духа каждой передаваемой им личности, что так отличает его портретный стиль от другого…».

Леопольд Адольфович Бернштам работал в области станковой и монументальной скульптуры. Основным жанром на протяжении всего его творчества был портрет. Участвовал в конкурсах на памятники М. И. Глинке (1903), Александру II (1911) и Александру III (1913) для Петербурга. Автор памятников комедиографу Э. Пейлерону в Париже (1906), Г. Берлиозу в Монте-Карло (1907), Г. Флоберу в Руане (1907), А. С. Пушкину в Царском Селе (установлен в 1937), а также скульптурных композиций-памятников «Петр I и Людовик XV» в Петергофе (1902), «Петр I, спасающий утопающих в Лахте» в Петербурге (1907), «Петр I — плотник» в Саардаме и Петербурге (1910), «Петр I, опирающийся на вышку» в Выборге (1910). Выполнил ряд произведений на библейские и мифологические сюжеты («Первая стрела», 1889; «Христос и грешница», 1894; «Укротительница змей», 1895).

Произведения Бернштама находятся во многих музейных собраниях, в частности в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Версале и других.

К 160-летнему юбилею Леопольда Бернштама мы подготовили фотоальбом его работ, хранящихся в музее «Собрание».

Биография скульптора в разделе «Авторы/Производители».

По материалам:
А. Тэзи «В мастерской скульптора Бернштама» // В мире искусств. 1907. No.19. С. 8–10..