Галле, Эмиль
«В вазы Галле нельзя ставить цветы, в них они всегда выглядят увядшими»
Оскар Уайльд
Французский дизайнер Эмиль Галле (Emile Gallé) считается одним из основных представителей стиля модерн. Натуралистический дизайн в сочетании с революционными инновационными технологиями сделали его одним из лучших мастеров стекольного дела.
Родился Эмиль Галле 4 мая 1846 года в городе Нанси французской провинции Лотарингия в семье видного предпринимателя, производившего декоративное столовое стекло и керамику. С юности занимался рисованием, ботаникой, минералогией и философией, с девятнадцати лет начал работать на предприятии отца, возглавив семейное дело в 1874 году. Он изменил ассортимент, существенно расширив его, начал свои уникальные эксперименты с технологиями производства. Галле произвел революцию в искусстве изготовления стекла, соединив древние методы, такие как эмалирование, «камео» (glass thread) и инкрустация, со своими собственными разработками и промышленными инновациями. Сочетая тяжелое матовое стекло с японским стилем, Галле придавал деталям атмосферу таинственности, вырезая или запечатывая изображение внутри каждого изделия. Эта творческая и инновационная особенность вскоре стала его торговой маркой.
В 1878 году мастер дебютировал на Всемирной Парижской выставке, произведя фурор тонким умением соединять разнообразные прикладные инновации с образными принципами символизма. Пользовался техникой «лунного света» (clair-de-lune; подкраска оксидами кобальта, придающими стеклу сапфировый оттенок), создавал произведения из многослойного стекла (обработанного красителями, кислотой и резьбой) – с поверхностью, напоминающей камеи из прозрачного камня. Варьируя методы работы с горячей массой, вводя в фактуру фольгу, пузырьки воздуха и нарочитые трещинки.
C 1884 года он выпускал и так называемые «говорящие» стеклянные изделия (verreries parlantes) с цитатами из Ф. Вийона, Ш. Бодлера, С. Малларме, П. Верлена и других поэтов. Литератор и философ, художник и дизайнер, Галле был необычайно одарённым человеком. При этом он создавал не только уникальные предметы в единственном экземпляре, по упрощенным технологиям постепенно стала производиться и серийная продукция, доступная достаточно широкому кругу потребителей. Приобретение крупного стекольного предприятия в Нанси открыло «промышленный период» в деятельности фирмы. Продукция при этом была очень высококачественной, со сложной обработкой многослойного стекла, лишенной лишь философского подтекста, свойственного уникальным работам.
В 80-е годы Галле увлекается многослойным стеклом, которое он матирует или протравляет кислотами. В результате, из-под снятого кислотой одного цветного слоя просматривается следующий, имеющий другой цвет. Появлялись целые стеклянные картины, неповторимые, иногда мистические. Как правило, работы Эмиля Галле имели стилизованный растительный орнамент. Чаще всего в этих рисунках появлялись мотивы трав, цветов, фруктов и насекомых. Источником вдохновения стал родной регион Лотарингия и северо-восточная Франция. Символом региона был цветок чертополоха, именно он часто изображается в работах Галле. Таким образом, особенностью художественного оформления произведений Галле становится то, что он обращается не только к цветам «высокого» стиля – розам, орхидеям, а то, что героями его работ становятся полевые цветы, разнотравье – то, что раньше редко становилось вдохновением для художников. Зонтичный цветок омбеллы (борщевика), гортензии, лилии, вьюн, листья чёрной смородины и клёна, ели, кусты, ветви и шишки - подобные мотивы стали излюбленными сюжетами и для учеников Галле – художников эпохи модерн.
В Нанси в 1895 году был открыт магазинчик «La Maison de L’Art Nouveau», который выставлял предметы интерьера в стиле модерн. Дизайнеры-новаторы Эмиль Галле (Emile Gallé) и Луи Мажорель (Louis Majorelle) стояли во главе Провинциального альянса художественной промышленности, позднее переименованного в Школу Нанси, и задавали ритм новому течению. Таким образом, от небольших керамических и стеклянных предметов, ликерных наборов и ваз, Эмиль Галле перешел к более крупным формам, в том числе к созданию мебели. Его кровати, витрины, шкафы, столы и лампы имели все тот же мистический и философский смысл эпохи модерн. Вокруг Эмиля Галле сформировалась группа талантливых художников, декораторов, скульпторов, мебельщиков, работавших с самыми разными материалами и технологиями с конца XIX века вплоть до Первой мировой войны. В 1900 году многие из них, включая Эмиля Галле, успешно представили свои работы на Всемирной выставке в Париже. На этой выставке 1900 года у Галле была выдающаяся экспозиция, в центре которой была установлена работающая печь. Шоу было высоко оценено, и Галле получил два главных приза. Это был очередной триумф в его карьере. За всю свою жизнь мастер завоевал множество наград, в том числе орден Французского Почетного легиона.
В 1901 году Галле основал Школу Нанси» и стал её первым президентом; создал «Альянс Провинциал де Индастриз д'Арт», целью которого была, кроме прочего, и защита всех, кто занимался произведениями декоративного искусства «ар-нуво». 23 сентября 1904 Эмиль Галле умер в Нанси.
«Школа Нанси» не останавливала производство до 1909 года, а вдова мастера Генриетта Галле-Гримм, сразу же взяла на себя управление производством и сохранила прежнюю команду техников и дизайнеров, которые продолжали традиции Эмиля Галле, используемые им в серийном производстве. На всех стеклянных изделиях продолжали ставить подпись Эмиля Галле, хотя рядом с ним была выгравирована звезда, указывающая, что изделия были изготовлены после его смерти.