13.12.2024
Наши открытия. Музыкальная шкатулка в форме скрипки
Сегодня, в международный день скрипки, представляем предмет из коллекции музея «Собрание» – музыкальную шкатулку в форме скрипки, созданную в Вене около 1890 года.
Корпус шкатулки имеет форму скрипки с позолоченным грифом, на головке грифа – голова амура. Все поверхности корпуса, обрамленные ажурным накладным орнаментом, украшены эмалевыми живописными изображениями. На лицевой панели – сцена с изображением юноши в ярком костюме и девушки в нарядном белом платье, сидящих на скамье среди тенистых деревьев.
Это живописное эмалевое изображение представляет собой копию картины «Невинность», которая была написана французским художником Николя Ланкре около 1743 года. Возможно, холст был заказан художнику в 1743 году для покоев маркизы де Ля Турнель в Версальском дворце. Апартаменты герцогини занимали этаж над королевскими парадными салонами Меркурия и Апполона. В том же году Людовик XV возвел маркизу де Ля Турнель в ранг герцогини де Шатору.
В настоящее время картина находится в Лувре, в зале Жана-Антуана Ватто (1684-1721). До поступления в Лувр, картина находилась в коллекции Людовика XV.
На обратной стороне корпуса шкатулки – юноша с гитарой и девушка с раскрытыми нотами, которые расположились у подножия пьедестала с бюстом мужчины. Прообразом этого изображения стала известная картина Жана-Антуана Ватто в камерном формате «Шкала любви».
Название «Шкала любви» (La Gamme d'Amour) картина получила по аналогии с гравюрой, созданной через несколько лет после смерти Ватто. Возможно, что название является отсылкой к музыкальной (нотной) шкале, к различным стадиям флирта и соблазнения или к музыке, которая этому способствует. Слово «gamme» имело и другие дополнительные значения, такие как познание, способность, дарование, традиция, что, возможно, лишний раз подтверждает представление о любви или соблазнении как о мастерстве. Скульптурный бюст на заднем плане – это, вероятно, Пифагор, которому приписывают открытие музыкальной шкалы, основанной на математическом соотношении.
Вероятно, Ватто изобразил персонажей в фантазийных театральных костюмах, для того чтобы поэтически отдалить сцену от своего времени. Картина, с ее теплыми гармониями розового, красного и коричневого цветов, демонстрирует его мастерство в композиции и колористике.
На задней стороне грифа находится кнопка с накаткой для включения музыкального механизма с программным валиком на две мелодии, звуковой гребенкой и пружинным приводом. В нижней части обратной стороны – стационарный ключ для завода механизма.