03.12.2024

Аудио рассказ. История династии Бачигалупо

В этом году отмечается 135-летие со дня рождения выдающегося мастера, создателя шарманок и других механических музыкальных инструментов, Джованни Баттисты Бачигалупо. Его биографии и истории создания известной компании Cocchi, Bacigalupo & Graffigna посвящен новый выпуск рубрики «Аудио рассказы».

Мастера из династии Бачигалупо практически на протяжении столетия – с 1879 по 1975 г. г. – создавали музыкальные механические инструменты высочайшего качества, поставлявшиеся во многие европейские страны. Основатель династии мастеров Джованни Баттиста Бачигалупо – старший (1847–1914) отправился из итальянского Краваско, севернее Генуи искать удачу в Германию. Покинув родину, он прибыл в Гамбург, не имея ничего, кроме неисправной губной гармошки и морской свинки, с помощью которых можно было заработать немного денег себе на пропитание. Позже он основал мастерскую в Берлине, которая стала одним из самых успешных производств, изготовлявших различные механические музыкальные инструменты.

Джованни Бачигалупо старший был отцом семерых детей. Все они, так или иначе, были связаны с семейным делом. Еще с детства окружающие отмечали музыкальную одаренность самого младшего, седьмого ребёнка – тёзки своего отца Джованни Баттисты Бачигалупо. Он с раннего детства учился музыке, а через несколько лет после распада компании «Cocchi, Bacigalupo & Graffigna», в которой работал отец, в возрасте 20-ти лет, юноша основал свою собственную фирму для производства и продажи музыкальных инструментов.

В 1910 году Джованни Баттиста Бачигалупо младший открыл вторую органную мастерскую на 74 Schönhauser Allee в Берлине. К 1920-м годам у него было более 200 сотрудников, создававших и ремонтировавших музыкальные инструменты. Он снабжал переносными уличными органами большинство шарманщиков, занимавшихся своим ремеслом в старой немецкой столице, а также создавал салонные органы по заказам частных лиц.

По словам баварского историка музыки и композитора Питера Шухкнехта, авторитет Джованни Бачигалупо был настолько высок, что именитые композиторы частенько обращались к нему и прислушивались к его советам. Так, однажды, Курт Вайль и драматург Бертольт Брехт посетили мастерскую Бачигалупо и показали Джованни песню «Mac the knife»//«Баллада о Мэкки-ноже» из их «Трёхгрошовой оперы», итальянец, сыграв мелодию на своем фортепиано, заключил, что никак не сможет адаптировать ее для игры на шарманке, ведь она была слишком сложной. Поэтому он переделал мелодию для именитых гостей, и авторы одобрили ее. Такой мы знаем эту мелодию и сегодня.

Творческое наследие мастеров династии Бачигалупо широко представлено в экспозиции музея «Собрание», а также в разделах коллекции «Органы» и «Переносные органы».


По материалам публикаций

  • The Organette Book. Kevin A. McElhone. Musical Box Society of Great Britain, 2002. Page 3